+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.03.2020 17:28:23
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Железные дороги США: как реформировалась самая протяженная сеть в мире

Железнодорожная сеть Соединенных Штатов Америки (США) – крупнейшая в мире, примерно в 2 раза длиннее Китайских и в 3 раза – Российских железных дорог. Железные дороги США разделены между частными, вертикально интегрированными железнодорожными компаниями, которые вкладывают собственные деньги в инфраструктуру и управляют собственными поездами на собственных путях.
Такая система получила распространение в большинстве стран Северной и Южной Америки, но практически не применяется в большей части остального мира. Железнодорожные магистрали США, Канады и Мексики стандартизированы, присутствует возможность корректировки действий иностранного партнера, контроль осуществляется Ассоциацией американских железных дорог, а также национальными регуляторами (в США – Федеральной администрацией железных дорог и Советом по наземному транспорту). В США пять крупных грузовых железнодорожных компаний, которые вместе с двумя крупнейшими канадскими компаниями составляют семь железных дорог 1 класса в Северной Америке.

За последние несколько десятилетий в дискуссиях о развитии грузовых железных дорог США доминировали четыре темы: последствия дерегулирования; последствия слияний железнодорожных компаний; нормативные меры защиты для перевозчиков, у которых нет своей инфраструктуры; законодательное установление требований к технологии положительного контроля над поездом.

Первое и наиболее очевидное замечание, которое следует сделать о железных дорогах США, – это момент, с которого начинаются все последующие обсуждения, а именно большой успех процесса дерегулирования, кульминацией которого стал закон Staggers Rail Act 1980 года.

Почти столетие жесткого регулирования в рамках закона о межгосударственной торговле 1887 году и последующее законодательство ввели железные дороги в состояние, близкое к банкротству. В это время применялись регулируемые тарифы, обязательное обслуживание убыточных пассажирских маршрутов, а также эксплуатация невыгодных для бизнеса участков, отказаться от которых было почти невозможно.

Время замечательной эпохи широкого дерегулирования в Вашингтоне тесно связывают с президентами Фордом и Картером и сенатором Кеннеди, именно в период их правления правительство приняло четыре законодательных акта, которые по частям изменили США для железных дорог. Это закон об обслуживании пассажиров на железных дорогах 1970-го, закон о региональной реорганизации железных дорог 1973-го, закон о реструктуризации и реформе регулирования 1976-го и закон Staggers Rail Act 1980 года.

В результате серии законов грузовым железным дорогам было разрешено отказаться от обслуживания пассажиров и убыточных железнодорожных линий, им была предоставлена широкая свобода действий при установлении ставок для грузоотправителей, включая возможность подписывать договоры на обслуживание с грузоотправителями по ставкам, которые оставались конфиденциальными.

Была создана национальная железнодорожная корпорация Amtrak, которая взяла на себя обслуживание пассажиров.

Железнодорожные перевозки некоторых классов товаров, прежде всего, перевозимых вагонами или интермодальными перевозками, в частности оборудование, а также свежие фрукты и овощи, были объявлены освобожденными от регулирования. Кроме того, ряд разрушенных северо-восточных линий был объединен в государственную консолидированную железнодорожную корпорацию Conrail.

Результаты оказались замечательными. Как показано на рисунке Ассоциации американских железных дорог, объем и производительность резко возросли, ставки для грузоотправителей стали меньше.

Нормы прибыли железнодорожных компаний также выросли, причем до такой степени, что железные дороги 1 класса в настоящее время приближаются или превышают нормативный порог достаточности доходов, который потенциально может вызвать выборочное регулирование дополнительных ставок.

С другой стороны, грузоотправители быстро заметили, что многие из этих благоприятных тенденций выровнялись на рубеже веков, а при внимательном взгляде на линию реальных ставок видно, что тенденция значительно замедлилась.

Это подводит нас ко второму этапу развития – слиянию железнодорожных компаний. На момент принятия закона о пошаговом режиме в США было восемь основных грузовых железных дорог: четыре на западе, три на востоке и одна, соединяющая юг с севером.

В 1980-х гг. регулирующий орган, в роли которого тогда выступала Межгосударственная торговая комиссия, позднее перевоплотившаяся в Совета по наземному транспорту, заблокировал предлагаемое слияние двух западных железных дорог Santa Fe и Southern Pacific, но в 1990-х гг. было утверждено два других западных слияния: Burlington Northern и Santa Fe, а также Union Pacific и Southern Pacific Union.

Кроме того, в конце 1990-х гг. федеральное правительство приняло решение приватизировать деятельность Conrail, но вместо того, чтобы продать компанию в целом, оно позволило двум другим крупным компаниям, работающим в этом регионе – CSX и Norfolk Southern – разделить активы Conrail.

В результате как западные, так и восточные штаты в настоящее время в основном обслуживаются дуополистическими железными дорогами: BNSF и UP работают на западе, CSX и Norfolk Southern – на востоке. Аналогичная ситуация и в Канаде, где работают дуополисты Canadian National и Canadian Pacific, обе компании имеют незначительные операции в США.

Грузоотправители часто жалуются, что региональные дуополисты рады жить и позволять жить партнерам, а не конкурировать друг с другом, что отражается в росте платы для грузоотправителей, наблюдаемой после слияний 1990-х гг.

Изучая рынок и признавая перебои в обслуживании, которые последовали за двумя западными слияниями, появились новые предложения о слиянии, которые могли бы привести к созданию первой трансконтинентальной железной дороги США. Однако были объявлены новые, более жесткие стандарты для крупных железнодорожных объединений, требующие от заявителей продемонстрировать, что слияние будет полезно для обеих сливающихся компаний.

Предложение о слиянии Canadian National и BNSF было отклонено, и прошло 15 лет, прежде чем появилось следующее крупное предложение о слиянии Canadian Pacific и Norfolk Southern. Эта сделка также не была осуществлена из-за недовольства значительной части грузоотправителей и антимонопольного отдела Министерства юстиции.

Ввиду отсутствия дальнейших сделок по слиянию основное внимание в дискуссиях о политике STB уделял нормативным актам, действовавшим для усиления защиты оставшихся грузоотправителей, которые имели доступ только к одной железной дороге. Они не могли перевозить свои товары другими способами, например автомобильным или водным транспортом.

Существующие сегодня правила освобождают от ставок, которые составляют менее 180% от переменных расходов перевозчика (измеряемых по определенной и непротиворечивой методологии), но при этом ставки выше этого уровня подлежат регулированию при трех альтернативных условиях: железнодорожная компания управляется неэффективно, железнодорожная компания зарабатывает сверхприбыль или взимаемая ставка превышает стоимость строительства гипотетической параллельной железной дороги, которая бы обслуживала грузоотправителя.

Критерий автономной стоимости, который возник в контексте регулирования опасений неэкономичного обхода со стороны участников рынка, подвергся критике на основании требований к расходам, которые он предъявлял как к грузоотправителям, подающим жалобы, так и к железным дорогам-ответчикам.

Наконец, как отмечалось выше, грузовые железнодорожные компании США финансируют собственную инфраструктуру и оборудование на миллиарды долларов ежегодно. В последние годы правительство ввело новые инвестиционные требования: установка систем позитивного управления поездом (PTC), сочетающих в себе бортовое, спутниковое и вспомогательное оборудование, предназначенное для предотвращения железнодорожных происшествий, которые могли бы быть вызваны машинистом локомотива.

В 2008 году в ответ на роковое столкновение между грузовым поездом Union Pacific и пригородным пассажирским поездом Metrolink в Калифорнии конгресс утвердил и президент Буш подписал закон об улучшении безопасности на железной дороге, который требовал установить технологию PTC на всей основной железнодорожной системе США. Расходы при этом оценивались в сумму от $6 до $22 млрд при ограниченной финансовой поддержке со стороны правительства. Коалиция железных дорог 1 класса определилась с общесистемным технологическим стандартом. Первоначальный крайний срок для полной реализации в конце 2015 года был продлен до конца 2018-го, но процесс не завершен и сегодня.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions