+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.05.2020 12:53:38
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Запрет китайских колес на сети Украины – боязнь конкуренции?

То, что «Укрзализныця» (УЗ) ввела запрет на прием на свою инфраструктуру вагонов, которые укомплектованы китайскими колесными парами, вызвало закономерный вопрос о качестве литья КНР.
Как сообщил заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин, колесные пары указанных в телеграмме китайских заводов начали поставлять в РФ из Китая с III квартала 2018 года. Сейчас в обороте на сети РЖД их может быть около 180–200 тыс. ед., то есть менее 10%.

Как отметил ранее генеральный директор компании «Гарант Рейл Сервис» Николай Кошелев, компания Maanshan Iron & Steel – это госпредприятие, входящее в структуру Китайских железных дорог. И эксперты уверены в качестве его продукции, так как в РФ долго работали с этим заводом еще в плане подготовки производства, соответствия продукции ГОСТу, внедрения наших технических требований, в том числе к неразрушающему контролю, клеймению и приемке. Китайская продукция сертифицирована в РФ. Поэтому за их качество отвечает не только поставщик, но и российские ремонтные предприятия.

Куда доедет китайское колесо?

По словам экспертов, поставки Maanshan Iron & Steel в основном предназначены для вагонов, которые ремонтируют на Дальнем Востоке, куда поставки колес из европейской части РФ обходятся очень дорого. Соответственно, вероятность попадания вагонов с китайскими колесами на украинскую железнодорожную сеть маловероятна.

Собственно, это может быть транзит по коридору Европа – Западный Китай (Красное – Илецк, Озинки, Карталы, Петропавловск). Однако сейчас он фактически ведет страны ЕС через Белоруссию, минуя Украину. На сеть УЗ попадают вагоны в основном из европейской части РФ и Сибири. Поэтому на практике запрет на китайское литье – скорее декларация, чем действенная мера.

Вместе с тем на Украине есть компания «Интерпайп», продукция которой конкурирует не только с двумя российскими производителями ЦКК, но и с казахстанским заводом, а также китайскими компаниями. «Понятно, что части российских операторских компаний неинтересен украинский рынок, но некоторые операторы могут перестать покупать колеса китайского производства», – предположил Д. Семенкин.

Много шума... и ничего

Насколько окажется действенной такая акция со стороны Украины? Доля поставщиков ЦКК распределяется на российском рынке следующим образом: Выксунский металлургический завод поставил в прошлом году 951,2 тыс. колес, «Евраз НТМК» – 481,7 тыс., «Интерпайп НТЗ» – 208,6 тыс., «Проммашкомплект» – 51,8 тыс.

Соответственно, лидирует по поставкам Выксунский металлургический завод. «Проммашкомплект» (Казахстан) только в прошлом году вышел на полный цикл производства колес на собственных мощностях (до этого предприятие лишь обрабатывало поступающие ему от «Евраз НТМК» заготовки колес). И он в апреле показал способность выйти на полную мощность (200 тыс. колес в год). Однако и этих мощностей пока не хватает для удовлетворения спроса на ЦКК в РФ.

Поэтому РС ФЖТ выдал пятилетние сертификаты соответствия на колеса двум китайским производителям: в конце февраля 2019 года – компании Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd. и в середине апреля 2019 года – компании Maanshan Iron & Steel Co,. Ltd. При этом на свободный рынок поступали лишь колеса Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd. А заявитель на продукцию Maanshan Iron & Steel Co,. Ltd (компания «Гарант Рейл Сервис») использует колеса для ремонта вагонов своих клиентов.

Всего в 2019 году из КНР в РФ было завезено 94,4 тыс. колес: 67 тыс. от Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co. Ltd., 27 тыс. – от Maanshan Iron & Steel Company Limited и 400 – от Jiangsu Railteco Equipment Co., Ltd (продукция этого производителя была предназначена для «Рузхиммаша» для комплектации вагонов, которые экспортируются в дальнее зарубежье.

Третий – лишний?

Напомним, что в телеграмме ОАО «РЖД» указывалось, что железнодорожная администрация Украины своей телеграммой от 06 мая 2020 г. проинформировала о запрете приема на инфраструктуру железных дорог Украины вагонов, укомплектованных цельнокатаными колесами производства только двух компаний: Maanshan Iron and Steel Co., Ltd и Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd (КНР). В связи с этим РЖД поручили своим подразделениям запретить подготовку и подачу под погрузку вагонов, а также оформление порожних вагонов, укомплектованных цельнокатаными колесами производства упомянутых компаний, назначением на железные дороги Украины либо следующих транзитом через Украину.

Однако в принятых на Украине санкциях почему-то не упомянут третий поставщик из Китая, присутствующий на рынке РФ, – Jiangsu Railteco Equipment Co., Ltd. Конечно, у него маленький объем поставок – возможно, поэтому о нем забыли. Вместе с тем без его упоминания акция против китайских поставщиков выглядит странновато.

У поставщиков ЦКК – ценовое единодушие

Остается добавить, что на рынке стран СНГ и Балтии, как отметил представитель одного из железнодорожных операторов, вскоре могут появиться колеса для грузовых вагонов производителей из Италии, Чехии и Польши. В частности, 18 ноября 2019 года РС ФЖТ выдан пятилетний сертификат на колеса чешской компании Bonatrans Group A.S. Помимо этого в сентябре и октябре в РС ФЖТ поступили заявки на прохождение испытаний колес от итальянского и польского производителей. Так что список конкурентов может быть расширен.

Любопытно сравнить цены. По данным компаний, в 2019 году средний прайс предложения ЦКК вырос до 76,2 тыс. руб. (+40%). Сейчас этот показатель держится на уровне. 75 тыс. руб. В марте цены изменились только у московского НИИ «Трансмаш» (заявителя и продавца продукции китайской компании Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co. Ltd.). В долларах она снизилась, но с учетом ослабления рубля внутрироссийская цена так и осталась на уровне 75 тыс. руб.

На тендерах для российских операторов, судя по открытым источникам, цены несколько выше – примерно на 16% к прайсу. Но для ОАО «РЖД» они на 26% меньше. А максимальную скидку смогло выторговать себе АО «Уралвагонзавод» (-57% к прайсу). Столь низкая цена может быть объяснена скорее политическими, чем экономическими соображениями.

В целом поставщики ЦКК демонстрируют единодушие в цене, что может свидетельствовать о вероятности сговора между ними, полагают эксперты. Заявление о запрете китайских колес на Украине в таком разрезе можно воспринимать как нечто вроде отвлекающего маневра.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions