Сегодня в Петербурге почти 47 тыс. такси, что вдвое больше, чем год назад. Статистику привел на заседании транспортной комиссии зампред комтранса Ренат Ягудин. Растет и число перевозчиков, сегодня их почти 1,7 тыс. Впервые разрешения на работу такси получили 210 самозанятых. Однако согласно законодательству самозанятым можно работать в такси только в регионе проживания. Депутаты намерены снять это ограничение. Это позволит еще больше таксистов вывести из тени, такая версия у чиновников Смольного. По версии самих участников рынка, тень необходима самим госслужащим. Именно она позволяет менять службу в госструктурах на руль таксиста. О просьбах госслужащих не выводить из тени и не оформлять в таксомоторных компаниях рассказывает региональным законотворцам Борис Орельский, генеральный директор таксомоторной компании ООО «Бис».
«У нас в таксопарке, так получилось, очень много водителей, которые в свободное от работы в таксопарке время работают спасателями. Они работают в МЧС и подрабатывают в такси. Нет, их немного, человек 20. И они по закону не могут стать самозанятыми, так как они – госслужащие», – рассказал он.
На дорогу нелегальные таксисты выходят из-за нужды, оправдывается бизнесмен. Заявлено, госслужащим не хватает жалованья на достойную жизнь в культурной столице. Более того, нахождение в тени – законно. Система ведет подсчет автомобилей, а число таксистов и их состояние – это проблема клиента такси.
«Наличие автомобилей в реестре – это право на то, чтобы работать в такси, а не обязанность. У нас в реестре может быть миллион автомобилей, это не значит, что на линию выйдет весь этот миллион авто», – объяснил Даниил Курашев, операционный директор сервиса заказа такси «Ситимобил».
Однако, со слов Р. Ягудина, работают все 47 тыс. автомобилей в Петербурге. Просто они могут работать в разное время, объясняет он. До конца 2024 года в Петербурге создадут государственную информационную систему «Такси Санкт-Петербурга».
Москва: другой взгляд на такси
Около 70 тыс. машин такси работают в Москве, они перевозят ежесуточно 1,7 млн пассажиров, к 2030 году число пассажиров увеличится до 2 млн пассажиров, а парк такси – до 80 тыс. Каждый второй автомобиль станет электрическим, сейчас же доля электромобилей – менее 1%. Власти Москвы называют такси одним из транспортов будущего: уже сегодня все заказы идут через приложение в телефоне, для сравнения, в 2010 году большую часть заказов таксисты брали от бордюра «с протянутой рукой», так сообщают аналитики, разработавшие Программу развития транспортного комплекса Москвы до 2030 года.
14 лет назад, в 2010 году, время подачи такси составляло 30 минут, сейчас оно сократилось до четырех. Однако москвичи все равно недовольны. Более 30% из 10 тыс. опрошенных считают стоимость проезда в такси крайне высокой, об этом гласят данные аналитиков. Власти Москвы не обещают стоимость проезда снизить, но намерены ввести обязательную аттестацию водителей такси на знание города и действий в случае ЧС. Власти Петербурга таких задач перед таксистами не ставят. Впрочем, в отдельных регионах Москвы к перевозкам пассажиров привлекают беспилотные такси. Именно поэтому здесь число таксистов и число машин может не совпадать.
Страховка
Таксиста от бомбилы отличает полис ОСАГО и автокаско для такси, об этом РЖД-Партнеру говорят участники рынка. Пока же у таксиста, выходящего на линию, зачастую нет ни разрешения от медиков, ни полиса от страховой. И, главное, ни у агрегаторов, ни у контролирующих органов нет возможности проверить эти документы.
Национальная страховая информационная система (НСИС) пока только разрабатывает с агрегатором такси функционал, позволяющий проверить документы в режиме реального времени, об этом сообщил глава НСИС Николай Галушин. Пока программы нет, таксисты живут в своем теневом мире.
Есть уникальные, которые добровольно готовы выйти из тени. Житель Екатеринбурга попытался застраховать Рено Логан Степвей 2020 года выпуска как такси. Он подсчитал: полис ему продадут за 60 тыс. руб. Деньги у таксиста есть, а вот лидеры рынка страхования, как показал его поход по страховым, не готовы ему продавать автокаско для такси. Со слов водителя РГС, Альфастрахование, Сберстрах и Тинькоф страх, СОГАЗ, Ингосстрах, РЕСО-гарантия, Ренессанс страхование, Зетта, Абсолют страхование, Согласие и Пари отказали ему, так как не готовы брать на себя подобные риски.