«В интернет-магазинах, поставляющих товары из-за рубежа, покупатели приобретают самые разные товары, необходимые в хозяйстве, от бытовой химии до продуктов питания, в том числе скоропортящихся, перевозка которых требует поддержания определенного температурного режима (рыба, икра, сыр, молочные продукты) и задержка в доставке которых влечет риск порчи. СДЭК проконсультировался на эту тему с Ассоциацией организаций продуктового сектора (АСОРПС), и ассоциация подтвердила, что даже незначительное повышение температуры продукции при хранении и перевозке создает угрозу для скоропорта. В этом случае срок хранения уменьшается, а качество как набор заявленных характеристик продукта ухудшается», – сообщает пресс-служба компании.
Транспортировка товаров из Финляндии проходит через автомобильный пункт пропуска (МАПП) Торфяновка, расположенный на российско-финляндской границе в Выборгском районе Ленинградской области. Чтобы выяснить обстоятельства, влияющие на сроки доставки заказов, и оценить скорость и условия прохождения таможни, СДЭК, опираясь на данные АСОРПС, в ноябре провез несколько партий товаров в качестве так называемого тайного покупателя.
«Как выяснилось, к увеличению сроков прохождения таможни и, как следствие, сроков доставки привело наличие товаров, ввоз которых в адрес физических лиц для личных потребностей допускается в ограниченном количестве. Здесь важно отметить, что и поставщики товаров, и СДЭК в лице сотрудников отдела таможенного оформления беспрекословно соблюдают эти ограничения. В случае превышения допустимых лимитов такие посылки не принимаются к отправке», – отмечают в пресс-службе компании.
За прошедший месяц автомобили, доставляющие экспресс-заказы из Финляндии для физлиц, неоднократно задерживались на переходе для проведения таможенного досмотра по размытым и невнятным формулировкам. Формулировки звучали следующим образом: «Возможно, в выделенной области перемещается товар, не соответствующий по характеристикам товару, указанному в товаросопроводительной документации».
«Автомобили держали на переходе несколько дней, товары досматривали, нарушений не выявляли и далее отправляли на пост таможенного оформления, где как раз после подачи декларации по служебной записке с перехода Торфяновка сотрудники таможни и могли бы провести досмотр в отношении конкретных вызывающих подозрение посылок при наличии оснований. Подобные простои на границе привели к тому, что перевозчики стали отказываться предоставлять транспорт под погрузку в интернет-магазины и в один момент СДЭК оказался в ситуации, когда после четырехдневного простоя на границе перевозчик отказал в подаче уже согласованного рефрижератора под погрузку. Также начали отказывать и другие перевозчики, которых, по их словам, уже проинформировали на посту, что все машины с посылками из Финляндии будут стоять на переходе по несколько суток», – говорят в пресс-службе СДЭК.
В итоге спустя неделю после запланированной даты СДЭК удалось найти машину, которую перевозчик согласился поставить под погрузку. СДЭК заблаговременно, до прибытия автомобиля с посылками на пункт пропуска Торфяновка, информировал таможенные органы о прибывающих грузах с разъяснением их статуса и характера.
По прибытии машины с экспресс-посылками на таможенный пост МАПП Торфяновка 10 ноября СДЭК подал транзитную декларацию и направил на пост уведомление о присвоении декларации номера УИН для ее принятия и обработки. По закону таможенные органы должны регистрировать декларацию в течение 4 ч. Но по факту ее регистрировали в течение 4 дней (зарегистрировали 14 ноября). Вплоть до 14 ноября таможенные органы не направляли уведомлений о прибытии автомобиля СДЭК с посылками несмотря на то, что их об этом заблаговременно проинформировали.
10 ноября сотрудники Торфяновки провели осмотр автомобиля и товаров СДЭК с использованием рентген-установки, позволяющей просветить всю фуру. По итогам осмотра таможенные органы сочли, что в фуре содержится «товар, не соответствующий по характеристикам товару, указанному в товаросопроводительной документации».
«Здесь важно подчеркнуть, что по рентгеновскому снимку невозможного определить характеристики товаров, за исключением их примерной плотности и контурных черт. Более того, в таможенном деле понятие «характеристики товара» используется для классификации товаров. Отдел таможенного досмотра не имеет полномочий для определения характеристик товаров (за исключением тех характеристик, которые можно определить органолептическим методом). Вместе с тем установленный факт должен являться четким, конкретным и понятным. Неопределенность не может быть установленным фактом. В акте таможенного осмотра полностью отсутствовало подробное описание рентгеновского изображения, в том числе подробное описание «выделенной зоны» на снимке. В результате этого осмотра сотрудники Торфянки отправили машину СДЭК на подробный таможенный досмотр, в ходе которого пришлось выгружать товары из машины и вскрывать посылки и грузовые места. Это вызвало значительную задержку машины с посылками», – говорят в СДЭК.
Перевозчику вручили уведомление, где указано, что досмотр будет проводиться в отношении товаров «сборный груз», но по товаросопроводительным документам такого товара, как «сборный груз», в обозначенном транспортном средстве не перемещается. Это значит, что и предъявить указанные товары таможенному органу невозможно из-за их отсутствия, хотя закон четко определяет, что в уведомлении должно быть указано, какой именно товар необходимо предъявить к досмотру.
«Связаться с сотрудниками таможенного поста c 10 по 14 ноября не удавалось: на звонки никто не отвечал и не перезванивал. В результате машина с товарами миновала МАПП Торфяновка и въехала в Россию лишь вечером 16 ноября», – рассказывают в СДЭК.
СДЭК рекомендует руководству таможенных и прочих компетентных органов принять меры по урегулированию ситуации на МАПП Торфяновка. Задержки в доставке экспресс-грузов несут существенные материальные убытки и репутационные потери для служб доставки и интернет-магазинов, а также состояние неопределенности покупателей интернет-магазинов, ожидающих доставку своих уже оплаченных заказов.
«В подобных ситуациях на данном МАПП члены ассоциации тоже неоднократно оказывались, – добавили представители Сообщества топ-менеджеров логистических компаний (СТМЛК). – Провести неделю на таком маршруте, конечно, недопустимо. Досмотры отнимают драгоценное время и приводят к убыткам. К примеру, сотрудники из ГТК Белоруссии еще при большом объеме досмотров и грузов делают досмотры в течение суток, максимум 48 ч. И это без всяких очередей и прочих составляющих».
СТМЛК призывает ответственных лиц на государственном уровне решить эту давно назревшую проблему с задержками и необоснованными досмотрами.