+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2023 09:59:25
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Работает, но в основном в Москве: участники рынка такси ответили, что изменил новый закон

Работает, но в основном в Москве: участники рынка такси ответили, что изменил новый закон
Два месяца прошло с момента, как в России вступил в силу новый закон о такси. Участники рынка отмечают, что новый этап в развитии этой сферы связан с оттоком водителей из нее, а также с повышением цен на поездки. То есть нехорошо и тем, кто предоставляет услуги, и тем, кто ими привык пользоваться. Правда, винить во всем именно закон участники отрасли не спешат. РЖД-Партнер попытался разобраться, как изменения отразились на практике.

Адаптация без агонии

Новый закон о такси вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Его положения коснулись всех участников отрасли: и самих таксистов, и перевозчиков, и агрегаторов. Отрикошетило, конечно, и в пассажиров. Мнения о том, как проходит адаптация к нововведениям, у участников рынка разнятся. В Национальном совете такси РЖД-Партнеру ответили, что она «идет без агонии».
«Перед 1 сентября и в начале месяца отмечалось снижение количества водителей на линии, так как было непонятно, как будут реализовывать закон в регионах в связи с введением новых реестров. В данный момент рынок стабилизировался», – прокомментировала исполнительный директор Ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская.
Она назвала несколько факторов, которые помогают рынку адаптироваться более-менее безболезненно:

«Законопроект обсуждался ранее публично с привлечением широких масс в течение нескольких лет. Участники рынка знали о предполагаемых требованиях и, насколько была возможность, готовились к ним. Большинство регионов не проводит карательных рейдов сейчас, только некоторые из них отличились, поэтому ситуация зависит от реализации закона в конкретном субъекте. Еще не приняты поправки в КоАП, поэтому ответственность сохраняется практически прежняя».

Но проблемы все же есть, не отрицают в Ассоциации. Там подчеркнули, что больше, чем бизнес, к реализации нового закона оказались не готовы власти на местах – к 1 сентября многие не приняли необходимые нормативные акты, не ввели новые реестры и не установили порядок включения в них. Из-за этого основная часть жалоб, с которыми обращаются в организацию, касается невозможности подать заявления на выдачу разрешения, недоступности сведений региональных реестров, а также введения отдельными регионами в сложный экономический период требований по цвету и экологическому классу автомобиля – решения по этим пунктах принимаются на местных уровнях.

Проблему также составляют повышение цен и недоступность ОСАГО. Последний пункт стал основной причиной ухода с рынка части водителей, но не единственной. На эту тенденцию влияют и другие факторы, которые перечислили в Национальном совете такси: резкое снижение доходности бизнеса, административные ограничения допуска на рынок, введение регионами аттестации водителей, информация о введении требований по замене ТС на локализованные авто, расширение негатива к профессии водителя, подпитываемого страховщиками.

Свои трудности в перспективе могут возникнуть и у агрегаторов (в законе: служба заказа легкового такси. – Прим. ред.), отмечают в Ассоциации. С 1 сентября они обязаны открывать филиалы в тех регионах, где в течение суток их заказы выполняет более 4 тысяч автомобилей.

«Есть опасность, что в некоторых регионах СЗЛТ посчитают невыгодным открытие филиалов, тогда отрасль откатится в своем развитии далеко назад в этих субъектах», – считает Н. Лозинская.
Комментируя тему, создатель телеграм-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов отметил, что агрегаторы все же быстро нашли способ передачи заказов машинам без разрешений: «Так что никто не спешит легализовываться».

«Одной из основных задач закона была возможность получить разрешение (лицензию) физическими лицами – самозанятыми. Но за два месяца лишь около 860 из таких перевозчиков оформили разрешения», – рассуждает А. Максимов.

Эксперт согласен с представителем Национального совета такси: высокая стоимость ОСАГО отпугивает потенциальных желающих заработать в такси. Кроме того, порог входа в профессию повышает зарегулированность отрасли, требования о прохождении ежедневных медосмотров.

Руководитель направления партнерских программ компании «Передовые платежные решения» по продуктам такси и каршеринга Алексей Карев считает, что у закона есть и свои плюсы, среди которых – появление единой тарификации:

«Все придут к единым тарифам, и будет больше способов воздействия на водителей с точки зрения их контроля. Из-за перехода многих иностранных водителей в доставку, где закон о такси не действует, рост тарифов на доставку должен остановиться или даже снизиться.

Среди минусов он, как и остальные спикеры, называет потерю большого количества водителей:

«Мы это видим в частоте отказов предоставления машин по заказам либо в кратном увеличении времени подачи и, соответственно, стоимости поездки».

Закон в Москве и регионах

У участников рынка и экспертов мы спросили, есть ли сегодня разница в том, как закон применяется в столице и в регионах. Мнение однозначное: есть.

«Она заключается в готовности местного законодательства и наличия готовых реестров по новым требованиям в регионах. Москва и СПб оказались в авангарде – новые реестры там заработали с 1 сентября. Москва ранее внедрила цифровизацию реестров (система КИС АРТ), поэтому переход оказался менее болезненным, чем в регионах, наскоро готовившихся к новому закону без изучения особенностей рынка в данный момент», – комментирует Н. Лозинская.

А вот Санкт-Петербург, считает она, принял несвоевременные дополнительные меры к перевозчикам – здесь был утвержден единый облик такси, а также ужесточаются требования к экологическому классу автомобилей.

В сервисе «Максим» тоже отмечают, что различия для работы закона в Москве и регионах заметны, так как «Москва уже несколько лет работает по тем правилам, которые в сентябре стали обязательными для всей страны».

Единственная территория, где такси работает в соответствии с новым законом, – это Москва, уверен А. Максимов.
«В остальных регионах, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область, закон не то что буксует, он не исполняется. Регионы никогда не обращали внимание на такси. В некоторых регионах разрешительная деятельность в сфере такси возложена на Комитет по сельскому хозяйству. Минтранс оценивал разовые затраты региона в 30 млн рублей, затем ежегодно по 10 млн рублей. Никто такие расходы в бюджет не закладывал, а во многих регионах таких денег просто нет», – рассуждает эксперт.

Цены растут, но не из-за закона

Как говорит А. Максимов, цены на услуги такси растут, но закон на это все же не влияет, причины –  экономические. Сейчас спрос на такси превышает предложение, что тоже обеспечивает высокую цену на поездки.

«Для достижения баланса они должны вырасти еще на 20–25%», – считает собеседник РЖД-Партнера.

Рост в цифрах привел и сервис «Максим». В комментарии РЖД-Партнеру пресс-служба сервиса привела пример Санкт-Петербурга: с февраля по сентябрь средний чек такси здесь увеличился на 14%, а с сентября по настоящее время — еще на 23 %. В сервисе также отметили, что цены поднимаются в следствие экономических факторов: рост цен на топливо, запчасти, ремонт, двукратный рост цен на новые автомобили.

«Это то, что будет и дальше толкать вверх стоимость поездок. Позже на эту ситуацию наложится и новый закон, который вынуждает перевозчиков нести большие расходы на ОСАГО для такси, на перекраску авто в установленные цвета и выполнение других обязательных требований. В этих условиях департамент транспорта Москвы предлагает ужесточить наказания для водителей без разрешений на деятельность такси вплоть до конфискации автомобиля. Это может привести к еще большему оттоку водителей из отрасли и росту цен», – считают в «Максим».

О более глобальном росте цен заявляет А. Карев – по его данным, за последние два месяца цена на такси выросла на 51%. Это связано, считает эксперт, с возросшим количеством критериев, которым должны соответствовать водители. Часть из водителей не подходят, а оставшиеся не могут выполнить все заказы.

Про цены на услуги такси рассуждает и исполнительный директор Национального совета такси Н. Лозинская. Она считает, что на стоимости поездок отразилась нехватка автомобилей по адекватным ценам, отток части перевозчиков и рост других издержек, к примеру, в страховании.
«Цены отличаются по регионам и зависят от конкретной обстановки в конкретный период, в том числе от погодных условий. Они постоянно корректируются перевозчиками, поэтому статистику вести сложно», – считает наша собеседница.

«Отток водителей – около 30%»: что изменилось у агрегаторов

Как заявили в пресс-службе сервиса «Максим», они выполнили требования нового закона, а с основными сложностями столкнулись перевозчики. В том числе начался отток водителей. Но и эта тенденция связана не только с законом, но и с экономикой.

«Отток водителей составил около 30%. Это следствие избыточного регулирования отрасли и экономических причин. Водители обеспокоены тем, что по новому закону их могут привлечь к ответственности за невыполнение норм, которые объективно выполнить нельзя. Например, за отсутствие медицинского или технического осмотров, которые большинству водителей пройти просто негде», – говорят в сервисе.

Те водители, что все же решили остаться в отрасли, по словам пресс-службы «Максим», сейчас получают необходимые разрешения, вносят автомобили в реестр и готовятся работать в новых условиях.

Отметим, что в «Яндексе» на просьбу о комментарии редакции не ответили, в «Ситимобиле» пообещали ответить позднее.

Об оттоке водителей говорит А. Максимов: причины такой ситуации – те же.

«Доля мигрантов сократилась с 64 до 34%. Это связано с невыгодным курсом рубля. У себя дома они зарабатывают в такси столько же, а издержки гораздо ниже. Также на рост стоимости влияют высокие цены на запчасти, ОСАГО, топливо и новые автомобили», – поясняет эксперт.

Недостатки будут видны через пару лет

По мнению Н. Лозинской, есть два момента в законе, которые следовало пересмотреть. Во-первых, для ряда положений, в первую очередь по введению дополнительных региональных требований, следует увеличить переходный период. Во-вторых, стоило бы запретить перевозки без полиса ОСАГО, а не предоставлять возможность уполномоченным лицам аннулировать право перевозок в принципе.

«При наличии желания и политической воли принять поправки можно в течение полугода. Но мы не ждем оперативных доработок. Сработает излюбленный принцип – результаты и недостатки закона будут видны через пару лет правоприменения», – комментирует собеседница РЖД-Партнера.

В сервисе «Максим» считают, что основная проблема нового закона – в завышенных требованиях к самозанятым водителям. Им вроде и дают право стать полноправными участниками рынка, но требования на деле оказываются неисполнимыми для большинства.

«Так, закон обязывает водителей купить полис ОСАГО по тарифам для легкового такси. Его стоимость в разы дороже стандартного ОСАГО при одинаковой сумме страхового покрытия и может превышать средний месячный доход водителя от деятельности такси. Если у самозанятого водителя такого договора страхования нет, это является основанием для аннулирования его разрешения на деятельность такси», – комментируют в сервисе.

Также по закону самозанятые таксисты должны самостоятельно выписывать себе путевые листы и ежедневно проходить медицинские и технические осмотры. В регионах реализовать такие требования сложно – к примеру, предрейсовые осмотры физических лиц в областных центрах могут предоставить единицы организаций. В небольших городах такой возможности может не быть вообще. Ситуация с пунктами предрейсовых техосмотров автомобилей еще сложнее – самозанятым водителям просто некуда обращаться.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions