+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.12.2023 09:33:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Основные параметры III этапа развития Восточного полигона планируется определить к середине декабря

Краеугольным в настоящий момент остается вопрос целевой провозной способности инфраструктуры – смогут ли БАМ и Транссиб перевозить в направлении портов и переходов в Дальневосточном федеральном округе 210 млн или 255 млн т ежегодно.
Основные параметры III этапа развития Восточного полигона планируется определить к середине декабря
Увязать желания с возможностями

Как проинформировал директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Александр Федорчук, есть поручение главы государства до 15 декабря определиться с целевыми параметрами III этапа программы модернизации Восточного полигона.

На правительственном уровне пока зафиксировано достижение его провозной способности до 210 млн т к 2030 году. Конечно, сейчас широко обсуждается, и за это выступает Минтранс, возможность доведения данного показателя по БАМу и Транссибу до 255 млн т по итогам 2032 года.

Ведомством проанализированы перспективные потребности в перевозках у более чем 500 крупных грузоотправителей, причем данные объемы проработаны с рядом отраслевых министерств. Заявки превышают 300 млн т. Тем не менее пока решено остановиться на цифре в 255 млн т.

То, что порог в 210 млн т недостаточный, убеждены в Минэнерго. При выходе на данный параметр перевозки неугольных грузов составят 62,3 млн т, а угля – 147,7 млн т. Таким образом прирост по отправкам угольной продукции к объему, который угольщики смогут получить по итогам II этапа (начиная с 2025 года), составит менее 7 млн т.

«Как энергетики, мы не можем быть этим довольны. Но есть правительство РФ, которое в нужный момент поправит с учетом перспектив развития всей экономики. Надеемся, что финальные цифры будут найдены. Пока те объемы вывоза, которые сейчас зафиксированы, считаем промежуточными и до сих пор ведем дебаты с коллегами из РЖД, Минтранса в рамках рабочей группы у [первого вице-премьера РФ Андрея] Белоусова», – заявил замминистра энергетики России Евгений Грабчак.

Он выразил надежду, что по углю отрасль все же получит более заметное прибавление, как и по нефтепродуктам, которые, по его словам, также находятся в низком приоритете при осуществлении погрузки в восточном направлении.

При этом речь идет не только об экспортных перевозках. Периодически возникают проблемы доставкой на внутренний рынок Дальнего Востока светлых нефтепродуктов, 75% поставщиков которых расположены в западных регионах страны, пояснил Е. Грабчак.

Безусловно, важны перевозки по Восточному полигону не только энергоносителей, но и леса, сельхозпродукции, контейнеров и т.д., говорит чиновник. С другой стороны, на Западе российский уголь не покупают, и фактически единственным внешним рынком сбыта остается Азиатско-Тихоокеанский регион. Это данность, из которой следует исходить, заключил замглавы Минэнерго.

Сроки поджимают

Для того, чтобы достичь провозной способности в 255 млн т на Восточном полигоне нужно возвести вторые Кодарский и Северомуйский тоннели плюс третий Кузнецовский, а также еще один мост через Амур у Комсомольска.

Ключевым сооружением является Северомуйский тоннель, самый масштабный объект. Срок его технологического строительства – от 8 до 9 лет, сообщил А. Федорчук.

«Поэтому, если мы говорим про [перевозку в] 255 млн т, то крайне необходимо принятие решения уже в начале 2024 года. Без строительства Северомуйского тоннеля по сути с западной части от Тайшета мы прирастем к II этапу не более чем на 14,5 млн т. Остальной прирост получат грузы [с тех территорий], которые за Северомуйским, например, угли из Якутии», – поясняет представитель Минтранса.
Строить крупные сооружения на БАМе предполагается за счет финансовых ресурсов, привлекаемых компанией «Бамтоннельстрой-Мост» и Газпромбанком.

По словам А. Федорчука, формат концессии в качестве модели финансирования этих строек сейчас отошел на второй план, хотя распоряжение по рассмотрению концессионного соглашения не отменено. В правительстве более приоритетным видят вариант осуществления проекта за счет механизма EPCF, когда подрядчик берет на себя весь комплекс работ от инжиниринга до пусконаладки с отсрочкой платежа. Возврат средств обеспечит эксплуатант.

«Буквально в пятницу был доклад из РЖД по поводу влияния и возможности выплаты [затраченных в стройку денег]. Разные варианты рассматривались, в том числе 10-летний [срок] после завершения строительства объектов», – сообщил А. Федорчук.

Построить Северомуйский тоннель, наиболее сложный объект, за 9 лет сложно, хотя и возможно, отметил первый заместитель генерального директора по финансам и экономике АО «Бамтоннельстрой-Мост» Никита Сатюков.

«В принципе это выполнимое задание, но должны все условия сложиться идеально с точки зрения разрешительной документации, оформления земель, финансирования, работы всех сторон, участвующих в процессе. Нельзя забывать, что действующий Северомуйский тоннель строился 28 лет», – напомнил Н. Сатюков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions