Китайская Newnew Shipping Line о намерении поставить на регулярную линию пять судов ледового класса говорит пока в кулуарах. Журналисты о таких планах компании узнали от представителя линии Кэ Цзинь в кулуарах пресс-конференции, посвященной открытию компанией регулярного сервиса контейнерных перевозок через СМП между Россией и Китаем. В Global Ports подчеркивают, первое судно китайской линии Hainan Yangpu NewNew Shipping «Первый контейнерный терминал» принял 17 марта 2023 года. Второе судно китайской линии покинуло Большой порт Санкт-Петербурга в минувшие выходные, в этот раз на борту – экспортная продукция российских производителей, в основном лесоперерабатывающих предприятий Северо-Запада.
Участники рынка не исключают, на СМП выйдет и государственная China Ocean Shipping Company. Компания приобрела 24,99% компании-оператора одного из контейнерных терминалов в порту Гамбурга. Эту-то покупку эксперты и связывают с планами по выходу на Севморпуть, официальных заявлений представители China Ocean Shipping Company пока не делали. В русскую Арктику стремится и компания из ОАЭ DP World, специализирующаяся на грузовой логистике, операциях портовых терминалов, морских услугах и зонах свободной торговли. Султан Ахмед Бин Сулайем, председатель группы и главный исполнительный директор DP World, объяснил выход на Севморпуть в ходе одной из сессий, проходящих в рамках ПМЭФ-2023.
«На протяжении на последних 60 лет никто не вводил в эксплуатацию новые маршруты, которые бы объединяли центры мировой торговли», – сказал он.
Ежегодно DP World обрабатывает 70 млн контейнеров, которые перевозятся более чем 70 тыс. судов. По оценкам экспертов, это составляет примерно 10% мировых контейнерных перевозок. Компания обслуживает 82 морских и внутренних терминала в более чем 40 странах. И сразу на следующий день после заявления компания DP World Russia FSE подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», подписи под документом поставили в рамках ПМЭФ-2023. Алексей Чекунков, министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики, подтверждает: Севморпуть – это не просто новый коридор для всего мира, а крайне востребованный маршрут, особенно в нынешней международной ситуации.
«Степень напряженности на традиционных морских путях из Восточной Азии в Европу нарастает, и не исключен сценарий, при котором движение по традиционным морским путям может быть нарушено», – объясняет А. Чекунков.
Мнение о СМП экспертов из России
Природа, даже при всей краткости маршрута, – она не ласковая, об этом говорит Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«В институте Арктики и Антарктики показывали, как ведут себя льды, что нужно знать, чтобы там ходить, – если увеличивать интенсивность в пять-шесть раз, то необходимо много чего еще проделать», – добавляет он.
Юрий Чижков, руководитель северо-западного отделения Международной академии транспорта, сомневается в высказываниях о массовом выходе иностранцев на Севморпуть. Скепсис вызывают в первую очередь заявления о безопасности плавания в арктических широтах.
«Особенно в условиях полярной ночи, в ледяных полях, где непредсказуемо образуются торосы, ропаки, попадаются остатки айсбергов. Страшно представить себе, что произойдет, если ледокол вынужденно резко снизит скорость или вообще остановится, а нефтетанкер со 100–150 тысячами тонн нефти на борту «въедет» в корму ледокола с атомными энергетическими установками суммарной мощностью 350 МВт», – говорит РЖД-Партнеру Юрий Чижков.
Косвенно экономическую непривлекательность арктических рейсов недавно подтвердил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, который заявил, что течение пяти – семи лет необходимо субсидирование перевозок грузов по Северному морскому пути.
«Причем он считает, что субсидирование нужно распространять для всех судов, которые работают на Северном морском пути», – подчеркивает эксперт.
К такому же мнению пришёл вице-премьер РФ Юрий Трутнев, подтвердивший, что тариф придется субсидировать ближайшие семь лет на большей части проектов, реализуемых в русской Арктике.