+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.11.2020 10:05:31
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Госсистема Платон собрала за первую пятилетку 130 млрд руб.

Государственная система взимания платы с большегрузов «Платон» отмечает первый юбилей – пять лет с момента запуска. За это время подключилось 1,4 млн транспортных средств – это больше чем 600 тыс. грузоперевозчиков из России и других стран. «Платон» пополнил дорожный фонд государства на 130 млрд руб., включая сумму штрафов, собранных с недобросовестных перевозчиков. Госсистема не раз подвергалась критике, а также обрастала недостоверной информацией. Тем не менее в пресс-службе «Платона» развеяли мифы и рассказали о перспективах развития на ближайшие годы.

Цифры и факты

Если оценить итоги пятилетней работы в километрах, то выйдет, что за счет дополнительного финансирования отремонтировали 2 тыс. км «убитых» дорог в российских регионах и еще 700 км федеральных магистралей и мостов. По информации пресс-службы государственной системы «Платон», участки для восстановления выбирали сами грузоперевозчики.  

«Госсистема обеспечила дополнительный бюджет для строительства, капитального ремонта и повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор статистики и роста прозрачности рынка грузоперевозок», – подчеркивают в пресс-службе.

«Платон» – система международная и контролирует двенадцатитонники из 101 страны мира. Лидерами по количеству подключенных к ней грузовиков стали страны-соседи – Беларусь, Украина, Казахстан.

Среди регионов России рекордсменом по работе с «Платоном» стало Подмосковье. На долю субъекта приходится более 85 тыс. транспортных средств и почти 30 тыс. грузоперевозчиков.

«Московская область занимает первое место по количеству грузовиков и логистических компаний, зарегистрированных в системе среди регионов России. В целом на Центральный федеральный округ приходится треть всех российских грузоперевозчиков», – отмечают в «Платоне».

Критика и требования грузоперевозчиков

Но несмотря на такие высокие официальные показатели работа системы устраивает далеко не всех. Например, в национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» накопились вопросы и претензии к «Платону».

«От системы взимания платы мы, грузоперевозчики, ожидали многого. Нам обещали толчок в развитии, обещали прозрачность системы и, как следствие, прозрачность видения бизнеса грузоперевозок. Однако этого, на наш взгляд, по прошествии пяти лет так и не случилось», – комментирует президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин.

По его словам, больше половины грузоперевозчиков остаются в тени, не оплачивая проезд по тарифам. Выходит, что добросовестные компании и предприниматели предлагают клиентам менее выгодные условия или же вынуждены платить «Платон» из личного кармана. Также часто перевозчики рассказывают о том, что приходят штрафы, хотя транспортное средство зарегистрировано. На оспаривание в Ространснадзоре или суде уходит время, некоторые предпочитают оплачивать.

«Нам в ассоциации непонятно, как выставляются штрафы, на каком основании, иногда мы даже не получаем ответных писем от Ространснадзора. Я хочу сказать, что отсутствие строгого контроля над установкой приборов, над штрафами приводит к формированию недобросовестной конкуренции. Ни для кого не секрет, что нечестные водители пользуются хитростями на дороге, проезжая через рамки, чтобы избежать наказания. Я считаю, что система недоработана, нет механизмов контроля», – отметил В. Матягин.

В пресс-службе «Платона» с этим не согласились и озвучили, что на федеральных трассах в круглосуточном режиме установлен контроль – это 500 рамных конструкций и 100 специальных автомобилей. Они обеспечивают равные условия для грузоперевозчиков и логистических компаний.

«С 2015 по 2020 год надзорным ведомством взыскано 6,6 млрд руб. штрафов, из которых половина оплачена в течение льготного периода в 50%-ном размере. Информация о том, что 70% перевозчиков находятся в тени, не соответствует действительности, не подтверждается фактами и реальными расчетами», – рассказали представители «Платона».

Кроме того, в скором времени будут внедрены новые сканеры и камеры фотофиксации, которые позволят одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос.

«Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков», – сообщили в пресс-службе.

Говоря о требованиях компаний-перевозчиков, В. Матягин рассказал, что ассоциация пытается построить диалог с представителями «Платона» и органами государственной власти и сообщить свои данные.

«Когда систему только запланировали в 2011 году, грузоперевозчики выступали с мыслями и идеями по этому поводу, как сделать так, чтобы все функционировало. В 2015-м, когда началось внедрение, грузоперевозчики также раскритиковали итоговый проект и предложили изменения, нам обещали улучшения. 2020 год – мы по-прежнему видим недоработки. Хочу еще отметить сам механизм подключения к системе. Опять же, изначально говорилось о том, что приборы будут давать бесплатно. По факту перевозчик берет их, отдавая в залог 7 тыс. руб., через два года он обязан прибор заменить, и если на нем есть какие-то дефекты, деньги не возвращают. Опять же, куда включить эти расходы? Получается, отдаем из собственного кармана. Таким образом, скажу, что мы по-прежнему ждем положительного влияния, но никаких улучшений по факту не видим», – рассказал В. Матягин.

Согласно информации пресс-центра «Платона», за пять лет оператор «РТ-Инвест Транспортные системы» выдал грузоперевозчикам 2,2 млн бортовых устройств. При этом работа не останавливалась даже во время первой волны пандемии: «130 центров обслуживания «Платона» не останавливали работу в регионах, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования. Сотрудники помогали регистрироваться и оформлять маршрутные карты пользователям. К слову, самую длинную из них оформили на маршрут в 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре и обратно».

Также в «Платоне» сообщили, что госсистема сыграла огромную роль в сборе статистики и анализе грузоперевозок в период пандемии. Данными, полученными с устройств фиксации нарушений, пользуются правительство, Минтранс и Минэкономразвития.

«Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» – соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019-му. Спад в апреле составил 19,8%, по итогам октября разница пробега сократилась до минус 0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2%. При этом логисты, ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей и сельскохозяйственной отраслей – в лидерах по росту пробега начиная с июля», – пояснили в пресс-службе.

Ударные темпы роста

Первая пятилетка завершена. Что же ждет «Платон» и грузоперевозчиков дальше? В пресс-центре поделились, что за счет денежных поступлений в течение следующих двух лет отремонтируют 600 км федеральных трасс, ширину которых увеличат с двух до четырех полос, а также восстановят 100 мостов. Реконструкция автодорог затронет 23 региона России.

«На трассах Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург – Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» – по 30 км и свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь – Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Стоимость работ составит 79,3 млрд руб.», – рассказали в «Платоне».

В течение пяти лет будет усилен контроль на магистралях. Дело в том, что до 2025 года протяженность федеральных автодорог увеличится на 40% за счет передачи из региональных фондов. В связи с этим появится еще 155 рамок и 30 специальных автомобилей для фиксации нарушений.

Пожалуй, самый волнующий миф, связанный с перспективами развития «Платона», – это распространение платы на личный автотранспорт.

«Информация не соответствует действительности. Госсистема «Платон» создана для соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы только для транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т», – ответили в пресс-службе.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions