Порядка 3 млрд руб. недополучает бюджет Петербурга – такой вывод сделали депутаты постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры городского парламента, подводя итоги работы таксистов по новому законодательству. Закон вступил в силу 1 сентября, но вывести из серой зоны всех таксистов ему не удалось. Но не потому, что закон плохо проработан, а в силу «фактических отношений между субъектами рынка такси», сообщают депутаты в письме в ФНС.
Схема организации перевозки пассажира в такси такова: таксист – де-факто физическое лицо – получает заказ на перевозку пассажира у агрегатора. Последний после выполнения заказа получает с заказчика плату за перевозку, таксисту передает только часть денег. Но налоговая не всегда видит сделку, более того – сама перевозка может вообще не подпадать под регулирование законодательства о такси, выяснили депутаты Заксобрания.
«Часто перевозка маскируется под отношения фрахтования или под аренду транспортного средства с экипажем», – объяснил собеседник РЖД-Партнера.
В такой замаскированной перевозке широко применяется агентская схема взаимодействия, где агентом выступает таксопарк, а принципалом – водитель. Но самое главное – эта схема позволяет водителю, который не является ни самозанятым, ни ИП, и таксопарку не платить налоги в полном объеме.
«Органы ФНС не обладают ресурсами, которые могут обеспечить собираемость налогов с большого количества водителей, не уплачивающих налоги в бюджет», – сообщил собеседник РЖД-Партнера из Заксобрания Петербурга.
По его словам, установить точный уровень дохода таксиста не может даже суд. Это выяснилось случайно – в процессе по взысканию алиментов.
Всех под единую налоговую ставку
Среди причин неуплаты налогов депутаты называют высокую налоговую ставку для физических лиц, задействованных в перевозках легковыми такси. Депутаты петербургского Заксобрания предлагают обеспечить прозрачность финансовых потоков в сфере такси так: ввести единую налоговую ставку для всех таксистов и снизить ее до 4%.
«Снижение налогового бремени сделает перспективу легализоваться привлекательней для подавляющего числа водителей. Апробацию такой экспериментальный налоговый режим мог бы пройти в Санкт-Петербурге», – говорится в письме.
Кроме того, в Петербурге намерены в качестве эксперимента ввести единого регионального оператора – налогового агента. Коммерческая организация, по замыслу депутатов, возьмет на себя сбор всех платежей, поступающих от пассажиров. Она же, уплатив налоги в городской бюджет, будет переводить средства водителям. Независимая от агрегаторов организация будет иметь собственную программно-аппаратную инфраструктуру. Правда, на чем именно будет зарабатывать эта коммерческая организация и из каких средств она заплатит за разработку, внедрение и обслуживание собственной программно-аппаратной инфраструктуры, депутаты не сообщают. Эксперты рынка такси не исключают, что затраты в конце концов перенесут на потребителя услуг такси, а это значит, что цены на такси в Петербурге подрастут.