+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2020 10:35:34
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Азотную и метанольную промышленность ждет стабильный рост

Растущий спрос на метанол и азотные удобрения на экспортных рынках делает актуальным вопрос увеличения объемов производства для российских производителей. Ежегодный объем производства метанола в России составляет более 4 млн т, при этом, в соответствии со стратегией развития химического и нефтехимического комплекса России, ожидается рост объема производства метанола к 2030 году до более 8 млн т.
Дорожная карта по развитию производства минеральных удобрений на период до 2025 года также прогнозирует планомерный рост производства азотных удобрений в России (с 11,7 млн т в 2020 г. до 12,3 млн т в 2025 г.). В совокупности до 2030 года заявлены планы о реализации 20 проектов строительства новых и модернизации существующих мощностей производства метанола, аммиака, азотных удобрений, совокупный объем инвестиций в проекты – более $25 млрд. Всего на данный момент в производстве занято 9 предприятий.

На российском рынке азотных удобрений динамика производства показывает в 2019 году более 4% роста в сравнении с 2018-м. В 2019 году было выпущено более 32 млн т, что на 5,8% больше, чем в предыдущем. Поставки азотных удобрений увеличились на 13%, до 6,23 млн т, в сравнении с предыдущим годом. Экспорт азотных удобрений в 2019-м вырос на 3,5%. Основную часть поставок формируют карбамид (6,95 млн т), аммиачная селитра (3,75 млн т) и карбамидо-аммиачная смесь (2,71 млн т). Россия занимает первое место в мире по экспорту азотных удобрений.

Реализация проектов до 2030 года позволит существенно изменить состояние рынка в России и его позиции на мировой арене. Среди них можно выделить те, которые требуют наибольших инвестиций: создание газохимического комплекса на базе ООО «Ставролен» потребует $5–7 млрд (сроки ввода в эксплуатацию – до 2024 г.), строительство завода по производству метанола и азотных удобрений (Находкинский завод минеральных удобрений) будет стоить $6,3 млрд (сроки ввода в эксплуатацию – до 2023 г.), расширение и модернизация производственных мощностей ПАО «КуйбышевАзот» закладывает бюджет в $1 млрд.

Коммерческий директор ОАО «НИИК» Валентина Колодинская в своем выступлении на вебинаре «Модернизация и расширение производственных мощностей азотной и метанольной продукции в России» подчеркнула, что интенсивное строительство мощностей началось с 2010 года. «Лидером этого процесса можно назвать «Щекиноазот» с проектом в Тульской области по производству метанола (1350 т в сутки). Последний аммиачный проект реализовало АО «ЕвроХим» в 2019-м. Уже в следующем году должны быть введены в эксплуатацию пять новых комплексов. Первый из них реализует ПАО «Метафракс» в г. Губахе, по плану ввод в эксплуатацию случится уже в 2021 году. Это будет комплекс по производству аммиака (900 т в сутки), карбамида (1750 т в сутки) и меламина (120 т в сутки)», – рассказывает эксперт. До 2024 года будут введены в эксплуатацию еще 8 проектов. В частности, это проектируемый ООО «Щекиноазот» (Тульская обл.) комплекс по производству аммиака 1500 т в сутки и карбамида 2000 т в сутки, производство метанола 1500 т в сутки (500 тыс. т в год) ПАО «Нижнекамскнефтехим» (г. Нижнекамск, Республика Татарстан) и комплекс по производству метанола 5000 т в сутки НХМУ, Находка, и др.

Тем не менее российский рынок метанола впервые за 3 года может показать отрицательную динамику объемов потребления. Из-за снижения цен на метанол внутри страны рынок потеряет в стоимостном выражении до 18%. Однако отрицательная динамика на внутреннем рынке не повлияла на объемы выпуска метанола ключевыми производителями. Интенсификация производства составила в 2019 году 6%. Основой роста для производителей стал экспортный потенциал метанола, прежде всего в Европу. Практически 90% всего объема выпускаемой на экспорт продукции отправляется через порты Финляндии, Румынии, Прибалтики и по железной дороге через Польшу и страны ЕС. По прогнозам экспертов, к 2027 году мировой спрос на метанол достигнет 135 млн т.

В. Колодинская подчеркивает, что в настоящий момент все отрасли переживают шок от падения экономики, а потери от ввода карантина составят до 5% от ВВП. При этом минеральные удобрения и метанол испытывают дополнительное давление на отрасль от падения цен. Однако крупные компании не остановили инвестиционные планы и рассматривают строительство новых комплексов в портах. Цена аммиака и его логистика сподвигают к идее его переработки.

Рентабельность минеральной отрасли позволяет реализовывать большие инвестпроекты, но только крупным компаниям с наличием финансового рычага и необходимой инфраструктуры. «Все мы ожидаем поворот в политике «Газпрома» по увеличению внутренней переработки газа и выдаче более льготных условий его предоставления, инвестирование в инфраструктуру. Также ожидаем, что потери в экономике наведут на мысли о необходимости введения политики серьезного дотирования, в том числе и льготного финансирования отраслей промышленности», – добавляет В. Колодинская. По ее словам, вероятно, что в 2020–2021 гг. компании направят существенные инвестиции на обновление основных фондов с целью повышения эффективности, переход на 2–3-годичные МРП и оптимизацию издержек. В этом случае снижение цен на услуги и материалы, оборудование – хороший стимул для создания мощности в текущем цикле кризиса, ведь любой кризис – это хорошее время для дополнительного инвестирования.

В целом минеральная отрасль сегодня достаточно рентабельна, что позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты, а это говорит о возможности стабильного роста.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions