+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2018 16:28:44
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок в 2018 году

2018 год стал непростым для авиационной отрасли России: был внесен ряд инициатив, произошло несколько инцидентов с авиакомпаниями (банкротство, намерение отказаться от эксплуатации SSJ-100 и т. д.), цены на топливо росли, а компании отчитывались о росте пассажиро- и грузопотока. Каковы последние показатели по грузообороту и пассажиропотоку российской авиационной отрасли и чего ждать в 2019 году – в годовом обзоре РЖД-Партнера.
Грузы

По данным Росавиации, за 10 месяцев этого года (январь – октябрь) грузооборот вырос в целом на 0,6%. За это время было перевезено 6,470 млрд т-км, тогда как годом ранее – 6,429 млрд т-км.

Объем грузооборота на международных перевозках вырос на 0,8%. При этом если между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ он вырос на 0,9%, то между Россией и странами СНГ, наоборот, упал на 13,8%.

Перевозка грузов и почты выросла за отчетный период в целом на 1,1%, до 964 тыс.т, на международных перевозках – на 0,5%, до 727,5 тыс. т, на внутренних – на 2,8%, до 236,5 тыс. т.

Что касается конкретных авиакомпаний, наибольший объем роста перевозки грузов и почты и грузооборота демонстрируют «Авиастар-ТУ» (рост на 14,1%), «ЧукотАВИА» (на 5,8%), «Победа» (рост в 17 раз), «Ред Вингс» (на 389,2%), «Космос» (344,7%), «224 летный отряд» (на 532,9%).

При этом сокращение перевозки зафиксировано у следующих авиакомпаний: «Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Волга-Днепр», «Уральские авиалинии», «АТРАН», «Якутия», «Алроса», «Ямал» и «Нордавиа – региональные авиалинии».

В целом же по сумме авиакомпаний объем перевозок вырос на 2,9%.

О наибольшем увеличении грузооборота отчитываются «Авиастар-ТУ» (на 29,2%), «224 летный отряд» (на 530,5%), «Ред Вингс» (525,8%), «Космос» (на 299,3%), «Победа» (в 17 раз).

У компании «Аэрофлот» объем грузооборота вырос на 0,8%, а по сумме авиакомпаний – на 1,6%.

Пассажиры

По данным Росавиации, в январе – ноябре авиакомпании РФ перевезли 107,8 млн пассажиров, что на 10,6% больше, чем годом ранее. Пассажирооборот составил 265,6 млрд пасс.-км.

Процент занятости кресел увеличился до 84,2%, а процент коммерческой загрузки – до 71,3%.

Наиболее высокий рост пассажирооборота демонстрирует компания «Ред Вингс» (на 78,4%) «Победа» (на 67,2%), «Роял Флайт» (на 21,5%) и «Азимут» (в 20 раз).

Пассажирооборот «Аэрофлота» вырос всего на 6,2%, гораздо меньше, чем, скажем, у «Сибири» (рост на 15,8%) или «Уральских авиалиний» (рост на 14,3%).

В то же время о сокращении пассажиропотока говорят данные «Газпром авиа», «Саратовских авиалиний», «Комиавиатранса» и ЗАО "ЮТэйр".

Процент занятости пассажирских кресел в целом по гражданской авиации вырос на 0,8%.

Полеты

С января по ноябрь этого года, по информации Госкорпорации по ОрВД, российские авиадиспетчеры обслужили в верхнем воздушном пространстве страны более 1,55 млн полетов. По сравнению с показателем прошлого года этот показатель увеличился на 10%.

На международных воздушных линиях было выполнено 802,7 тыс. полетов (рост на 10,4%), включая 275,4 тыс. транзитных полетов. Число внутренних полетов составило 748,3 тыс.

Главные события 2018 года

Во-первых, был принят ряд законодательных и системных изменений: авиакомпаниям РФ официально разрешили отстранять дебоширов от полетов; Госдума приняла закон о порядке обложения аэропортовых услуг НДС; авиаперевозчикам увеличили штраф за задержку рейса; в России началось создание беспилотной авиатранспортной сети.

Кроме того, авиакомпания «Россия» ужесточила меры против курения на борту; после длительного перерыва «Аэрофлот» возобновил рейсы в Каир; Ространснадзор выдал предписание приостановить эксплуатацию всех Ан-148; авиакомпании массово пожаловались на дефицит пилотов.

Во-вторых, в строй был введен ряд объектов (как новых, так и после реконструкции). В частности, была завершена реконструкция аэропортов Норильск, Саранск, Ульяновск (Баратаевка); новые аэропорты открылись в Туркмении (международный) и в Симферополе; в аэропорту Стригино (Нижний Новгород) были введены в эксплуатацию реконструированная ВПП и новая вышка командно-диспетчерского пункта; в эксплуатацию была введена новая искусственная взлетно-посадочная полоса в аэропорту Байкал (Улан-Удэ, Республика Бурятия). С 2 октября компания «Азимут» восстановила авиасообщение между Псковом и Москвой.

В-третьих, началось обсуждение целого ряда инициатив. К примеру, перевод иностранных воздушных судов в российский реестр, перенос сервисов систем бронирования в РФ.

Отдельно остановимся на ситуации с «Аэрофлотом». Признанный в этом году лучшей международной авиакомпанией в Европе, он увеличил габариты ручной клади пассажиров, которую они могут провозить в кабине самолета, продолжил брать в эксплуатацию Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) (сейчас их в компании 50); выкупил у акционеров 4,3% своих акций; повысил топливные сборы второй раз за это полугодие; ушел с сахалинского рынка (на этой линии осталась дочерняя компания «Россия»).

Кстати, субсидирование региональных воздушных перевозок на Дальнем Востоке активно обсуждалось в течение последнего полугода. Сахалинские депутаты попросили федеральный центр увеличить субсидирование. Но обвинение в невыполнении социальных обязательств перед жителями Дальнего Востока «Аэрофлот» категорически опроверг.

В-четвертых, не стал исключением уходящий год на трагические события. 11 февраля самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», выполнявший рейс 6W703 из Москвы в Орск, потерпел катастрофу в Московской области. Погиб 71 человек, включая членов экипажа. Официальная причина катастрофы – неверные действия экипажа. После катастрофы Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании. «Саратовские авиалинии» прекратили полеты 31 мая.

Широкое обсуждение получила в этом году также работа самолета российского производства Sukhoi Superjet 100. Причем дискуссии возникли с самого начала года: SSJ-100 после посадки выкатывался за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Якутии, вынужденно возвращался в аэропорт Шереметьево по технической причине и по причине отсутствия технической поддержки в аэропорту Ханты-Мансийска, совершал аварийную посадку в Санкт-Петербурге из Иркутска из-за отказа двигателя до ложного срабатывания пожарной сигнализации и т. д.

После инцидента авиакомпания «Якутия» заявила, что может вернуть лизингодателю SSJ-100. Но официального подтверждения этого решения не было.

Чего ждать в 2019 году

Одним из главных событий следующего года должна стать продажа 10% аэропорта Шереметьево, анонсированная еще в начале года. Перенос продажи объяснили увеличением стоимости актива из-за факторов, ранее не включенных в модель развития аэропорта: приход авиакомпании «Россия» и резкое увеличение перевозок Nordwind. По оценкам аналитиков, стоимость Шереметьево составляет 150–170 млрд руб.

В 2019 году продолжится реконструкция аэропортов России. А именно – должно начаться строительство современного аэровокзала в аэропорту Петрозаводска, новой взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту Благовещенск (Игнатьево), открыться беспосадочный авиарейс Владивосток – Санкт-Петербург, новый терминал внутренних авиалиний аэропорта Хабаровск; окончены работы по модернизации аэропорта Южно-Сахалинск; введены в эксплуатацию оставшиеся объекты аэродромной инфраструктуры в аэропорту Байкал.

Необходимый объем финансирования из федерального бюджета на реконструкцию аэропортов с 2019-го по 2024 год составляет 166 млрд руб.

Добавим, что по инициативе Росавиации субсидирование пассажирских авиаперевозок на Дальний Восток, в Симферополь и Калининград будет осуществляться круглый год – не с 1 марта по 1 декабря, а с 1 января по 31 декабря. Также одобрено предложение Росавиации включить в категорию граждан с правом на приобретение авиабилета по специальному тарифу для членов многодетных семей.

Не исключено и введение ряда платных услуг. Так, авиакомпания «Победа», может начать взимать плату за бумажные стаканчики для воды в самолетах, а также сделать платной регистрацию в российских аэропортах.

Кроме того, в следующем году должен быть впервые продемонстрирован в России самолет МС-21. Предполагается показать самолет сразу с интерьером. Кроме того, в начале года дополнительные сертификационные испытания на базе аэропорта города Мирного (Якутия) пройдет новый вертолет Ми-38-2.

Что касается тенденций отрасли, эксперты прогнозируют продолжение роста спроса на пилотов мировой, в том числе и в России, а также возможное создание Минтрансом России авиационного хаба в Сибири.

При этом РФ, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, рассчитывает на увеличение спроса на SSJ-100 на зарубежных рынках.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions