+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.03.2022 10:59:50
Авиация / Мнения
РЖД-Партнер

Если мы решим задачи по импортозамещению в пассажирской авиации, то решим и проблемы в грузовой

Ключевым в создании отечественных компонентов, в том числе и для МС-21, является изменение мышления, в первую очередь при разработке самолетов. Время глобализации закончилось. Мир начал меняться, и этот процесс уже необратим. Необходимо при формировании облика нового самолета первоначально ориентироваться на отечественную базу компонентов и систем, а уже во вторую – на импортную для экспортных продаж, в том числе на общепринятые в мире модели компонентов и систем для минимизации затрат на послепродажное обслуживание (ППО) и его доступности в различных частях мира.
Если мы решим задачи по импортозамещению в пассажирской авиации, то решим и проблемы в грузовой
Давайте посмотрим на линейку самолетов в РФ так, как их классически разделяют. Широкофюзеляжные самолеты (250+ мест) – представители Boeing 787/777, Airbus 330/350. В РФ к этому сегменту относится Ил-96. В этом году планируется поднять в воздух модифицированную удлиненную версию Ил-96-400М. Серийное производство начнется с 2024 года.

Узкофюзеляжные самолеты (120–250 мест) – представители Boeing 737, Airbus 320 и их модификации. В РФ к этому сегменту относится новый МС-21. В этом году планировалось передать перевозчикам четыре самолета, но будут переданы только два. Все планы по производству МС-21 в ближайшие годы в связи с наличием в них компонентов иностранного производства буду сдвинуты «вправо». Серийное производство самолетов МС-21 с импортозамещенными комплектующими начнется в 2024-м.

Региональные реактивные самолеты (60–120 мест) – представители Embraer E-Jet/Embraer E-Jet E2. В РФ к этому сегменту относится SSJ-100. Данный самолет активно летает в РФ. И в последнее время его налет в отдельных авиакомпаниях существенно вырос. Раньше в основном данный тип самолета имел налет 3–3,5 ч. в сутки в авиакомпаниях, за исключением авиакомпании «Азимут» (там он составлял около 8 ч.). Сейчас картина кардинально меняется, например, в авиакомпаниях «Россия» и Red Wings он более 6 ч. в сутки. Но более высокая степень эксплуатации авиасудна требует более частого технического обслуживания и запчастей. В SSJ-100 также огромное число импортных комплектующих и систем. Импортозамещенный самолет опять стоит в планах на 2024 год.

Аналогичная ситуация и с турбовинтовой авиацией. Ил-114 должен пойти в серию в 2023 году. L-410 собирают на Уральском заводе гражданской авиации из комплектующих чешского завода. ТВРС-44 получил недавно название «Ладога» – это пассажирский самолет на 40–50 мест, который только разрабатывается. «Байкал» (замена Ан-2) в первых модификациях ориентирован на импортный двигатель, и пока не будет российского двигателя ВК-800, не будет и самолета.

Это в целом ситуация на сегодня по воздушным судам. Возможно ли импортозамещение? Да, возможно, но на это нужно время, ресурсы и квалифицированные кадры.

В авиакомпаниях есть два показателя, которые оценивают с точки зрения экономики: доход на кресло-километр (RASK) и затраты на кресло-километр (CASK). Соотношение эти двух параметров определяет эффективность использования того или иного типа ВС на том или ином маршруте. Самый большой парк самолетов – узкофюзеляжные самолеты. Это связано с тем, что они наиболее точно отражают потребности перевозчиков. В период пандемии COVID-19 упал пассажиропоток и сразу региональные самолеты (SSJ-100) стали более эффективны, поскольку заполняемость кресел в узкофюзеляжных ВС упала. То есть существуют ниши, в которых тот или другой класс самолетов наиболее эффективен при одинаковых налетах. Но SSJ-100 нигде, кроме авиакомпании «Азимут», не имел сравнимых с Boeing и/или Airbus суточных налетов. А чем меньше ты летаешь, тем хуже твоя экономика.

Третья причина, почему SSJ-100, эксплуатируемый уже более 10 лет, до сих пор не стал массовым, – это ППО. Ни для кого не секрет, что ППО является одним из ключевых условий успешности работы воздушного судна на рынке. Необходимы мероприятия по развитию сервисной инфраструктуры, которая потом может использоваться и для других типов ВС, например МС-21. Это ангарные мощности, складские мощности, запас запчастей, обеспечение людскими ресурсами (в том числе строительство авиационных учебных центров, обучение персонала и т. д.). И последнее – со стороны авиакомпаний отсутствовал активный запрос на SSJ-100. Всех устраивали импортные ВС.

Что касается импортозамещения грузовых самолетов, их проблематика аналогична проблематике пассажирских. Если мы решим задачи по импортозамещению в пассажирской авиации, то решим и проблемы в грузовой авиации. В грузовой авиации в России есть тяжелый Ил-76, который сегодня изготавливается в военно-транспортном исполнении Ил-76МД-90А. Единственный Ил-112 потерпел крушение, и сегодня пока нет другого образца.

Меры поддержки со стороны государства по импортозамещению как в пассажирском, так и в грузовом авиастроении должны быть комплексными и касаться трех составляющих отрасли. Во-первых, поддержка производителей как компонентов, так и финишеров. Во-вторых, поддержка потребителей. И, в-третьих, поддержка финансовых институтов, обеспечивающих функционирование авиаотрасли.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions