Колебания погоды, как и колебания на валютном рынке, внесли свои коррективы в работу авиакомпаний. Несмотря на то, что объем перевозок по сравнению с 2014 годом, в 2015-м снизился незначительно – на 1,2%, доходы авиакомпаний упади гораздо сильнее.
Напомним, что в связи с прогнозом неблагоприятных погодных условий авиакомпания «Аэрофлот» отменила 19 рейсов с датой вылета 26 и 27 января 2016 года из столичного аэропорта «Шереметьево» и изменила время вылета еще 10 рейсов на 27 января.
«В нынешних условиях именно в «Шереметьево» из-за обильных снегопадов сложилась наиболее сложная ситуация, которая не позволяет в полной мере выдерживать ритм обслуживания рейсов без задержек. К тому же «Аэрофлот» – крупнейшая компания, выполняющая ежедневно больше рейсов, чем другие игроки», - поясняет исполнительный директор агентства Авиапорт Олег Пантелеев.
Отметим, что «Аэрофлот» базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево.
О. Пантелеев подчеркнул, что компания проинформировала пассажиров об отменах рейсов заблаговременно, так как у перевозчика высокая доля стыковочных рейсов. «Это обстоятельство может существенно осложнить жизнь клиентов и перевозчика, если не принять меры по заблаговременному пересмотру суточного плана полетов и своевременно не предупредить пассажиров», - уверен он.
Однако другие эксперты полагают, что таким образом авиаперевозчик нивелировал возможные неприятные ситуации и даже сэкономил, ведь иначе пришлось бы обеспечивать все необходимое для тех, кто ожидал бы своего рейса в аэропорте.
Как пояснили в пресс-службе «Аэрофлота», все пассажиры были заранее оповещены об отмене и переносе рейсов. «Массового скопления людей в аэропорту не будет. Сотрудники колл-центра связались со всеми пассажирами, рейсы которых были отменены или перенесены. Они знают, к какому времени им необходимо подъехать в аэропорт, чтобы улететь из Москвы», - пояснили в компании.
Если возникнет такая необходимость, то, как рассказали в пресс-службе Аэрофлота, согласно правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа, а также стандартам авиакомпании, пассажирам будет предоставлено горячее питания после трех часов ожидания вылета, а после 6 часов задержки – размещение в гостинице.
Также пассажиры могут без штрафа сдать билеты на данные рейсы.
Нельзя не отметить, что другие аэропорты столицы в это время работали в штатном режиме, равно как и большинство авиакомпаний. «По состоянию на 27 января 2016 года (14:30 МСК) видимость на аэродроме составляет более 1 тыс. метров. Нижний край облачности – 180 м. Ветер стабильный 4 м/с. Коэффициент сцепления колес шасси с взлетно-посадочной полосой в пределах нормы 0,40», - пояснили в международном аэропорту «Внуково».
Ни один из прибывающих лайнеров там не был отправлен на запасной аэродром.
По словам представителя Домодедово, видимость в районе аэропорта составляла порядка 2 тыс. метров, что не создавало ограничений для выполнения взлета и посадки воздушными судами.
Как рассказали корреспонденту РЖД-Партнер в пресс-службе Шереметьево, аэропорт работает в штатном режиме. «Пока Аэрофлот – единственная компания, которая отменила рейсы», - ответили там.
Также в авиакомпании «Нордавиа», которая летает из Шереметьева, сказали, что работа идет в соответствии с расписанием. «Задержек, отмены или переноса рейсов по метеоусловиям в указанные даты не было», - пояснили в пресс-службе перевозчика.
Неденежная погода
Текущий год для российских авиаперевозчиков обещает быть сложным. Компании почувствовали это еще в 2015-м, когда начали активно внедрять программы лояльности и разрабатывать экономичные тарифные планы для своих клиентов, чтобы поддержать спрос. Однако этим экономия не ограничилась.
Не афишируя своих имен аналитики комментируют, что отмена рейсов из-за плохой погоды – это просто предлог. Истинная причина – недостаточная наполненность рейсов.
«Вы обратили внимание, что отмена рейсов началась не вчера, а первый раз - 13 января 2016 года. И это не случайность. Хотя нельзя отрицать и то, что в Москве в этот период на самом деле осложнились метеоусловия. Однако, скорее всего, настоящая причина в том, что, по неофициальной информации, загрузка некоторых рейсов сейчас составляет 20-30%. Отменяются в основном затратные рейсы: на дальние расстояния (Красноярск, Томск, Новосибирск) и международные, больше всего в страны ЕС», - прокомментировал эксперт.
Согласно информации, размещенной на сайте Аэрофлота, впервые в этом году 11 рейсов было отменено 13 января. Затем отмены и переносы вылетов происходили 13, 16, 17, 18, 19, 20, 26 и 27 января. Всего с начала года авиаперевозчик отменил в общей сложности 103 рейса и еще на десятки изменил время вылета.
«Например, если из Москвы в один и тот же день летит 3 самолета в Красноярск и все рейсы слабозагружены, то очень удобно обзвонить людей и пригласить всех на один рейс заблаговременно. Таким образом, перевозчик ничем не рискует и оптимизирует свою работу. Только представьте, полупустой борт, а ведь при этом он может попасть в метель, застрять и не вернуться согласно расписанию. Какой смысл рисковать, если через несколько часов есть аналогичный рейс?», - рассуждает собеседник РЖД-Партнера.
Возможно, так поступают и другие авиакомпании. Однако масштабы у них гораздо меньше, поэтому действия Аэрофлота куда заметнее.
Отчасти с таким развитием событий согласны и другие отраслевые эксперты. «Сократить издержки путем отмены рейсов для авиакомпаний, которые не предоставляют своим клиентам комфортных условий ожидания (например, питание, а в ряде случаев и размещение в гостинице), и которые не имеют возможности поставить на рейсы самолеты меньшей вместимости, это, пожалуй, выход. Но для «Аэрофлота» подобного рода оптимизация обошлась бы дополнительными расходами. Пассажиров в любом случае придется перевозить. А на время задержки рейса их надо обеспечить всем необходимым согласно правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа», - комментирует О. Пантелеев.
Отметим, что, по данным Росавиации, процент занятости пассажирских кресел в 2015 году был сопоставим с уровнем 2014-го - 79,7%.
Тем временем, «Аэрофлот» объявил о снижении на 10% тарифов на перелеты из российских городов за рубеж. Что собственно подтверждает наши догадки и мнения экспертов. Отметим, что ранее авиакомпания устанавливала скидку в 10% на перелеты внутри России. В нынешних экономических условиях снижение стоимости, как правило, говорит о том, что спрос на данную услугу падает. Так, по данным Biletix, средний чек по России на авиабилеты «туда-обратно» в период с 20 по 31 января 2016 года по внутренним направлениям сократился почти на четверть, на 24% с 9 048 до 6 833 рубю, по внешним – на 1,5% с 21 356 до 21 051 рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Лидерами рейтинга самых дешевых внутренних направлений, по данным аналитиков агрегатора по продаже билетов, в период с 20 по 31 января 2016 года стали Самара, Калининград, Астрахань, Липецк и Екатеринбург. «По некоторым из направлений с учетом раннего бронирования стоимость сократилась почти втрое. Так, средний чек на 20-31.01.2015 по направлению Москва – Самара – Москва составлял 8836 руб., 20-31.01.2016 - 3437 руб., а по направлению Москва – Екатеринбург – Москва средняя стоимость билета за исследуемый период 2015-го составляла – 15246 руб., а в 2016-м – уже 5668 руб.», - свидетельствует аналитика агентства.
Как заявила СМИ начальник управления экономики и программ развития Росавиации Виктория Шаромова, причины ухудшения ситуации заключаются не только в макроэкономических факторах, но и в завышенных ожиданиях от объемов перевозок. По ее словам, в течение последних семи лет многие перевозчики формировали бизнес-стратегию исходя из роста пассажиропотока на 5-7%. Однако по итогам 12 месяцев прошедшего года он снизился на 6% по отношению к уровню 2014-го. Нельзя не отметить, что пассажирооборот пяти крупнейших авиакомпаний за 2015 год снизился на 9%. Так, за минувший год было перевезено 92,1 млн человек, тогда как годом ранее этот показатель составлял 93,2 млн пассажиров. Из них в международном сообщении в прошлом году было доставлено 39,5 млн человек (-15,8%). При этом рост перевозок был отмечен на наиболее убыточных внутренних маршрутах – на 13,6% до 52,6 млн пассажиров.
В то же время затраты авиакомпаний, по данным Росавиации, только за девять месяцев 2015 года выросли на 21% - до 713 млрд руб. Напомним, что в первом полугодии прошлого года все авиаперевозчики получили на внутренних линиях убыток в размере 32 млрд руб., а на международных линиях прибыль в 5,5 млрд руб., что дало совокупный убыток в 26,5 млрд руб. По мнению Виктории Шаромовой, увеличению убытка способствовала переориентация авиакомпаний на внутренний рынок, рост которого не смог компенсировать падение на международных рейсах. По словам экспертов Biletix, количество продаж авиабилетов с 20 по 31 января 2016 года незначительно выросло – на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, как и в прошлом году, более 65% продаж приходится на внутренние перевозки.
Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions