+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.01.2016 11:45:24
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Обзор авиаперевозок: общие тенденции 2015 года

В ноябре прошедшего года авиаотрасль снова продемонстрировала снижение основных показателей. И если данные с начала года отразили незначительное снижение, то ноябрьские показатели выглядят более грустно. Итоги работы гражданской авиации за ноябрь и за 11 месяцев 2015-го отразили долгосрочные отраслевые тренды, которые будут определять работу авиакомпаний и в наступившем году.
 


За 11 месяцев 2015 года 35 крупнейших авиакомпаний обслужило 86,5 млн человек, что на 0,4% меньше, чем в аналогичном периоде 2014-го. Занятость кресел снизилась на 0,2%, до 80,4%, а пассажирооборот – на 5,1%, до 224 млрд пасс.-км. При этом пассажиропоток по-прежнему распределялся в пользу внутренних авиалиний. За 11 месяцев 2015-го показатель вырос на 14,5%, до 48,9 млн человек, а на международных рейсах упал на 14,5%. В первой пятерке авиакомпаний (на них приходится 61,4% в общей доле рынка) пассажиропоток удалось нарастить «Аэрофлоту» – на 10,7%, S7 – на 2,6%, «Уральским авиалиниям» – на 6,3%. Показатель «ЮТэйр» снизился на 35,6%, «Трансаэро» – на 9,7%.


В ноябре пассажиропоток упал на 11,8%, до 5,6 млн человек. На внутренних линиях рост оказался минимальным – 3,1%, до 3,4 млн человек. Лидером перевозок за ноябрь стал «Аэрофлот», который перевез на 11,5% больше пассажиров, чем в ноябре 2014 года, – чуть более 2 млн человек. Причем авиакомпания стала единственной в первой пятерке, которая смогла показать положительный результат на международных линиях, нарастив пассажиропоток на 5,7%, до 1 млн человек. В ноябре число перевезенных пассажиров смогли увеличить S7 (на 0,9%, до 583 тыс. человек) и «Уральские авиалинии» (на 6,5%, до 362 тыс). «ЮТэйр» сократил пассажиропоток на 20,1%. Но все три авиакомпании снизили показатель на международных линиях.

Запрет на полеты в Египет и Украину, а также закрытие чартерных перевозок в Турцию уже отразились на показателях международного пассажиропотока. По данным Росавиации, перевозки пассажиров за границу в ноябре прошлого года сократились на 28,4%, до 2,18 млн человек.

Зарубежные авиаперевозки просели почти на треть из-за совокупности сразу нескольких факторов. На них повлияло банкротство авиаперевозчика «Трансаэро», второго по величине в РФ. Напомним, компания прекратила свою деятельность 26 октября 2015 года. Другим важным моментом стала приостановка полетов в Египет и чартеров в Турцию. Известно, что это были самые большие сегменты международных перевозок в российской гражданской авиации. Наконец, осенние месяцы всегда демонстрируют наибольший спад в отрасли, неудивительно, что ноябрьские показатели оказались ниже, чем можно было бы ожидать.

В ушедшем году постепенное снижение пассажиропотока на международных линиях относительно 2014-го составляло от 14 до 18% ежемесячно. Эти факторы привели к тому, что к концу 2015 года сегмент пассажирских авиаперевозок кардинально поменял структуру. Так, в 2014-м на международные воздушные линии (МВЛ) приходился 51% пассажиров (при этом количество пассажиров на МВЛ по сравнению с 2013 г. тогда выросло на 4,1%), а на внутренние воздушные линии (ВВЛ) – 49%. В ноябре 2015 года доля международных перевозок к ноябрю 2014-го сократилась до 43,5%, внутренние выросли до 56,6%.

Для объективности: в отрасли ориентируются на данные пассажирооборота, который демонстрирует заметное падение по всем доходным пунктам. Так, в ноябре 2015 года его снижение стало рекордным, достигнув 20,3% по сравнению с ноябрем 2014-го. При этом больше всего в пассажирообороте потеряли маржинальные международные перевозки (-30,6%). Темпы падения этого сегмента прогрессируют: в августе 2015 года оно составило 11,8%, в сентябре – 13,2%, в октябре – 16%. Вместо дальних дорогих путешествий пассажиры все чаще выбирают полеты в СНГ и другие ближайшие страны.

В Минтрансе ранее прогнозировали, что в целом по итогам прошедшего года объем авиаперевозок останется на уровне 2014 года – 93–94 млн человек. На результатах 2015-го скажется потеря таких направлений, как Украина, Египет, Турция, и уход с рынка второй по объему перевозок авиакомпании – «Трансаэро». Кроме того, долгосрочные отраслевые тренды будут определять работу авиакомпаний и в наступившем году, считают в отрасли. Так, ключевым фактором снижения авиаперевозок на международном направлении в 2015-м был курс рубля, который стремительно снижался в течение всего года. Это привело к закономерному удорожанию стоимости отдыха, а инфляция внутри страны и падение реальных доходов в целом сократили финансовые возможности россиян в отношении отдыха и досуга. Кроме того, стали менее доступны корпоративные перелеты для многих компаний, поскольку все они стремятся максимально сократить издержки, в том числе и в части деловых расходов.

Мария Шевченко
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions