+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.11.2015 17:10:00
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Национализация и качество: где взаимосвязь?

В Госдуме обсуждается вопрос о национализации авиаперевозчиков, сокращении их числа до двух-трех и ограничении возраста самолетов. Идея о необходимости срочно реформировать российскую авиационную отрасль последовала вслед за трагедией – крушением лайнера Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа». Что это – шок из-за случившегося или реальная программа улучшения качества авиаперевозок?
 

Инициатива предсказуема

Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Олег Нилов предлагает национализировать все авиакомпании в России, чтобы повысить качество перевозок.

По его мнению, разрешение работать на рынке пассажирских авиаперевозок необходимо давать только тем компаниям, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. Предполагается, что если «полный контроль за техническим состоянием, кадрами и организационными моментами будет у государства», то ставка в перевозках станет делаться на обеспечение безопасности пассажиров, а не на извлечение сверхприбыли. При этом в случае авиакатастроф и других нештатных ситуаций персональная ответственность будет ложиться на руководителей отраслевых ведомств за неисполнение ими служебных полномочий.

Еще один метод повышения безопасности полетов предложил глава комитета по международным делам Алексей Пушков. По словам парламентария, авиакатастрофы последних 50 лет, как правило, связаны с небольшими компаниями, владеющими 5–10 самолетами, которые сдавались под чартерные рейсы. Эти компании извлекали максимальную прибыль при минимуме вложенных затрат. У «Когалымавиа», владельца разбившегося в Египте аэробуса, в распоряжении было менее 10 самолетов. Депутат считает, что присоединение мелких перевозчиков к крупным должно повысить качество услуг и уровень безопасности полетов.

Отметим, что в десятку крупнейших авиакомпаний, специализирующихся на пассажирских перевозках, по данным Росавиации, сегодня входят: «Аэрофлот – российские авиалинии», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Северный ветер», «Победа» и «Глобус». Причем если компания, стоящая на первом месте в рейтинге, за 9 месяцев 2015 года перевезла 19,7 млн пассажиров, то компания «Глобус», которая занимает десятую строчку в списке крупнейших российских воздушных перевозчиков, – 1,9 млн пассажиров.

Авиапроисшествия зависят не от формы собственности

По мнению исполнительного директора отраслевого агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, инициативы депутатов Госдумы по повышению безопасности полетов не выдерживают критики. «Предложение национализировать бизнес – из серии эмоциональных заявлений, не прошедших проверку в профессиональной среде», – комментирует эксперт.

Он напоминает, что во времена СССР в нашей стране была одна авиакомпания, полностью контролируемая государством. «И каждый год происходило не менее десятка катастроф при выполнении пассажирских перевозок или авиационных работ. Происходят катастрофы и в государственной авиации, где власти не жалеют средств, поэтому позиция депутата выглядит неубедительной», – отмечает О. Пантелеев. Особенно при дефиците бюджета РФ. По словам эксперта, если система управления безопасностью полетов не внедрена должным образом, то авиапроисшествия будут происходить, как и прежде. «Если запретить старые самолеты, будем разбивать новые, запретим иномарки – начнем бить отечественную технику», – сетует он.


Стоит также напомнить, что такие крупные авиакомпании, как «Трансаэро» и «Уральские авиалинии», не имели ни одного тяжелого происшествия, несмотря на то, что это полностью частные структуры.

В необходимости национализации и принудительной консолидации рынка авиаперевозок нет необходимости. «Не уверен, что крупная компания будет работать лучше, чем маленькая. Просто за всеми должен быть надлежащий контроль», – заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов.


По словам председателя совета директоров авиакомпании «Руслайн» Николая Уланова, качество оказываемых услуг данная мера не повысит. «Вспомните Советский Союз, когда билетов просто не было. Так будет, если вернуться к государственному регулированию авиационной отрасли», – полагает он.

По его мнению, проблемы воздушных перевозчиков возможно решить традиционными способами: законодательным регулированием отрасли и контролем за его соблюдением, а также формированием антидемпингового права. «Во всем мире это работает, а у нас – нет. Пока мы не переборем русский менталитет и не начнем работать в рыночных условиях в соответствии с законодательством, ситуация не изменится», – комментирует Н. Уланов.

Отраслевые аналитики утверждают, что на рынке воздушных перевозок должна быть конкуренция. Именно она подталкивает компании к развитию, к расширению сферы услуг и улучшению их качества, а при национализации это просто невозможно. Представители авиакомпаний, опрошенных РЖД-Партнером, от комментариев пока отказываются. Однако неофициально поясняют, что, пока причины катастрофы неизвестны, подобные заявления как минимум преждевременны.

Монополизация зашкаливает

Нужна ли дополнительная национализация, когда превалирование авиакомпаний с государственным участием на рынке и так зашкаливает? Сегодня на долю десяти крупнейших отечественных авиакомпаний приходится порядка 80% всех пассажирских перевозок и всего на пять игроков – 82,2% поставок грузов и почты. И это притом, что в РФ в настоящее время, согласно данным Росавиации на 26 октября, сертификат эксплуатанта имеют 115 авиапредприятий. А лидирующую позицию на рынке пассажирских авиаперевозок занимает группа «Аэрофлот». Уход с рынка одной из крупнейших авиакомпаний – «Трансаэро» – только усилит эту тенденцию. Существует вероятность, что «Аэрофлот» займет более 50% рынка. Впрочем, к примеру, за рубежом Lufthansa и Air France имеют каждая более 60% рынка внутренних перевозок, испанская Iberia также держится примерно на этом уровне. Так что это довольно распространенная ситуация, когда в отрасли есть один доминирующий субъект.

По наблюдениям экспертов Объединенной авиастроительной корпорации, в России, кстати, неравномерно распределены и сами грузопотоки: основная часть авиаперевозок сосредоточена в нескольких крупных авиаузлах, в связи с чем слабо развиты региональные и местные авиаперевозки.

По мнению участников рынка, сегодня происходит укрупнение и консолидация авиакомпаний. В последние годы в РФ шел активный процесс обновления парка, сопровождаемый вытеснением с рынка неэффективных игроков. Так, только за 2015 год, как сообщают в Росавиации, у 13 авиапредприятий были аннулированы сертификаты эксплуатантов. По оценкам аналитиков, на фоне текущей экономической ситуации (снижение ВВП, увеличение издержек, нестабильность курса валют) переизбыток провозных мощностей сегодня составляет порядка 40% емкостей.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions