Уже несколько лет подряд государство субсидирует авиаперевозки во внутреннем сообщении. Сегодня, когда спрос сместился в пользу перелетов по России, авиаперевозчики оказались в очень сложном положении. Для того чтобы поддержать спрос на свои услуги, они вынуждены снижать цены, в то время как перелеты внутри страны им не приносят такой прибыли, как международные рейсы. Возможно ли развитие в России региональных авиаперевозок при сохранении всех участников рынка?
Напомним, что обсуждение развития этого направления авиации ведется уже давно. В декабре 2015 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что с различными ведомствами обсуждается изменение модели субсидирования внутренних авиаперевозок в связи с ограничением полетов в Египет, Турцию и Украину. Цель программы может состоять в поддержании отечественных курортных направлений, таких как Алтай, Байкал, Урал и Камчатка.
Тем более что, по словам начальника управления регулирования перевозок Росавиации Андрея Круглова, рынок перевозок неразрывно связан с рынком туризма. «Россия обладает огромным потенциалом для внутреннего туризма. Уже подготовлен перечень из двух десятков субсидируемых маршрутов, которые будут способствовать развитию внутреннего туризма», – добавил он.
Туроператоры предлагают включить в него рейсы в низкий сезон из различных городов страны на Сочи, Анапу, Симферополь, Казань, Горно-Алтайск и другие популярные туристические направления России.
По словам заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, для развития гражданской авиации сегодня необходима финансовая поддержка отрасли. В качестве яркого примера он назвал уменьшение в 2015 году ставки НДС на внутренние авиаперевозки с 18 до 10%, что дало ощутимый эффект для участников рынка. «Благодаря снижению этой ставки несколько наших авиакомпаний сумели сохранить свою операционную деятельность», – подчеркнул замминистра.
Он также напомнил об успешной реализации пяти программ субсидирования авиаперевозок, реализованных в прошлом году, позволивших значительным образом увеличить объемы внутренних авиаперелетов по сравнению с 2014-м.
По сообщению Росавиации, суммарный убыток в авиатранспортной отрасли достиг 26,6 млрд руб. «Международный пассажиропоток по известным причинам (прекращение полетов в Египет, Турцию, Украину) снизился в 2015 году на 15,8%. Рост внутренних перевозок, составивший 13,6%, не компенсировал, а, скорее, усугубил потери. Хотя определенная часть из них дотируется государством, значительная доля внутренних перевозок пассажиров попросту убыточна», – комментирует аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
По словам ведущего научного сотрудника НИУ ВШЭ Федора Борисова, на внутренних рейсах действительно очень низкая маржа и компании работают в убыток. «Однако не работать в минус они не могут, так как если самолеты будут стоять, то компании понесут еще большие издержки», – комментирует он.
По мнению Ф. Борисова, сегодня авиаперевозчики выбирают между очень большим убытком и убытком поменьше. «Спасти индустрию может рост доходной ставки. Однако повысить ее можно только двумя способами: за счет увеличения стоимости услуг или снижения издержек. Повышать цены на внутренние перевозки авиакомпании не могут, потому что тогда они сразу начнут терять пассажиров, а у них и так сегодня существует избыточная емкость. А что касается снижения издержек, то это можно и нужно делать, однако этот процесс не мгновенный и не очевидный», – считает эксперт.
Так, по мнению отраслевых аналитиков, сегодня авиаперевозчики могут снизить издержки, например, оптимизировав аэронавигационные расходы, спрямив маршруты и таким образом уменьшив расход топлива.
«Субсидирование местных перевозок позволяет создать благоприятный климат в регионе. Появляется транспортная доступность, люди начинают в регион приезжать. В этом случае авиация выполняет роль одного из двигателей. Однако в целом все происходит наоборот: авиация тянется за экономикой, является ее производной. Если мы хотим, чтобы авиация России строилась не через Москву, надо решить задачу по децентрализации экономической жизни в стране», – полагает Ф. Борисов.
Сегодня между регионами есть прямые маршруты, но их количество на порядок меньше, чем в Москву. Субсидии, по его мнению, это единственная мера, которая до сих пор позволяет многим местным перевозчикам существовать.
Еще одна тенденция, о которой говорят отраслевые эксперты, – уменьшение числа компаний на рынке. «Нужно быть готовыми к тому, что количество участников на рынке авиаперевозок значительно снизится. Сегодня ключевая тенденция – это монополизация отрасли», – полагает Ф. Борисов.
Слова эксперта подтверждают цифры. Так, новая авиакомпания группы «Аэрофлот» объединит трех перевозчиков, которые имеют коммерческие права на 48 внутренних и 42 международных маршрута. Предполагается, что обновленная авиакомпания «Россия» будет работать в среднем ценовом сегменте. Ее пассажиропоток составит порядка 10 млн пассажиров в год, а воздушный флот будет состоять из 74 самолетов. Отметим, что за прошлый год три дочерних компании «Аэрофлота» перевезли в общей сложности 9,1 млн пассажиров. В частности, «Оренбургские авиалинии» – 2,8 млн человек (-16,4%), «Россия» – 4,8 млн (-8,5%), «Донавиа» – 1,5 млн (-15%). При этом сам «Аэрофлот» за год нарастил число пассажиров на 10,6%, до 26,1 млн человек. Всего же за 2015-й российскими авиаперевозчиками было перевезено 92,1 млн человек.
Несмотря на то, что в целом пассажирооборот за 2015 год снизился только на 6%, а во внутреннем сообщении увеличился на 17%, нельзя не отметить, что положение в авиаотрасли настолько тяжелое, что аналитики пока даже не берутся прогнозировать, что и как может переломить негативный тренд.
Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions