+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.02.2016 11:00:03
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Авиаотрасль попала в мертвую петлю

Уже несколько лет подряд государство субсидирует авиаперевозки во внутреннем сообщении. Сегодня, когда спрос сместился в пользу перелетов по России, авиаперевозчики оказались в очень сложном положении. Для того чтобы поддержать спрос на свои услуги, они вынуждены снижать цены, в то время как перелеты внутри страны им не приносят такой прибыли, как международные рейсы. Возможно ли развитие в России региональных авиаперевозок при сохранении всех участников рынка?
 

Переориентация направлений

Напомним, что обсуждение развития этого направления авиации ведется уже давно. В декабре 2015 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что с различными ведомствами обсуждается изменение модели субсидирования внутренних авиаперевозок в связи с ограничением полетов в Египет, Турцию и Украину. Цель программы может состоять в поддержании отечественных курортных направлений, таких как Алтай, Байкал, Урал и Камчатка.


Тем более что, по словам начальника управления регулирования перевозок Росавиации Андрея Круглова, рынок перевозок неразрывно связан с рынком туризма. «Россия обладает огромным потенциалом для внутреннего туризма. Уже подготовлен перечень из двух десятков субсидируемых маршрутов, которые будут способствовать развитию внутреннего туризма», – добавил он.


Туроператоры предлагают включить в него рейсы в низкий сезон из различных городов страны на Сочи, Анапу, Симферополь, Казань, Горно-Алтайск и другие популярные туристические направления России.

По словам заместителя министра транспорта РФ Валерия Окулова, для развития гражданской авиации сегодня необходима финансовая поддержка отрасли. В качестве яркого примера он назвал уменьшение в 2015 году ставки НДС на внутренние авиаперевозки с 18 до 10%, что дало ощутимый эффект для участников рынка. «Благодаря снижению этой ставки несколько наших авиакомпаний сумели сохранить свою операционную деятельность», – подчеркнул замминистра.

Он также напомнил об успешной реализации пяти программ субсидирования авиаперевозок, реализованных в прошлом году, позволивших значительным образом увеличить объемы внутренних авиаперелетов по сравнению с 2014-м.

Отрасль на иждивении

По сообщению Росавиации, суммарный убыток в авиатранспортной отрасли достиг 26,6 млрд руб. «Международный пассажиропоток по известным причинам (прекращение полетов в Египет, Турцию, Украину) снизился в 2015 году на 15,8%. Рост внутренних перевозок, составивший 13,6%, не компенсировал, а, скорее, усугубил потери. Хотя определенная часть из них дотируется государством, значительная доля внутренних перевозок пассажиров попросту убыточна», – комментирует аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.

По словам ведущего научного сотрудника НИУ ВШЭ Федора Борисова, на внутренних рейсах действительно очень низкая маржа и компании работают в убыток. «Однако не работать в минус они не могут, так как если самолеты будут стоять, то компании понесут еще большие издержки», – комментирует он.

По мнению Ф. Борисова, сегодня авиаперевозчики выбирают между очень большим убытком и убытком поменьше. «Спасти индустрию может рост доходной ставки. Однако повысить ее можно только двумя способами: за счет увеличения стоимости услуг или снижения издержек. Повышать цены на внутренние перевозки авиакомпании не могут, потому что тогда они сразу начнут терять пассажиров, а у них и так сегодня существует избыточная емкость. А что касается снижения издержек, то это можно и нужно делать, однако этот процесс не мгновенный и не очевидный», – считает эксперт.

Так, по мнению отраслевых аналитиков, сегодня авиаперевозчики могут снизить издержки, например, оптимизировав аэронавигационные расходы, спрямив маршруты и таким образом уменьшив расход топлива.

«Субсидирование местных перевозок позволяет создать благоприятный климат в регионе. Появляется транспортная доступность, люди начинают в регион приезжать. В этом случае авиация выполняет роль одного из двигателей. Однако в целом все происходит наоборот: авиация тянется за экономикой, является ее производной. Если мы хотим, чтобы авиация России строилась не через Москву, надо решить задачу по децентрализации экономической жизни в стране», – полагает Ф. Борисов.

Сегодня между регионами есть прямые маршруты, но их количество на порядок меньше, чем в Москву. Субсидии, по его мнению, это единственная мера, которая до сих пор позволяет многим местным перевозчикам существовать.

Консолидация неизбежна

Еще одна тенденция, о которой говорят отраслевые эксперты, – уменьшение числа компаний на рынке. «Нужно быть готовыми к тому, что количество участников на рынке авиаперевозок значительно снизится. Сегодня ключевая тенденция – это монополизация отрасли», – полагает Ф. Борисов.

Слова эксперта подтверждают цифры. Так, новая авиакомпания группы «Аэрофлот» объединит трех перевозчиков, которые имеют коммерческие права на 48 внутренних и 42 международных маршрута. Предполагается, что обновленная авиакомпания «Россия» будет работать в среднем ценовом сегменте. Ее пассажиропоток составит порядка 10 млн пассажиров в год, а воздушный флот будет состоять из 74 самолетов. Отметим, что за прошлый год три дочерних компании «Аэрофлота» перевезли в общей сложности 9,1 млн пассажиров. В частности, «Оренбургские авиалинии» – 2,8 млн человек (-16,4%), «Россия» – 4,8 млн (-8,5%), «Донавиа» – 1,5 млн (-15%). При этом сам «Аэрофлот» за год нарастил число пассажиров на 10,6%, до 26,1 млн человек. Всего же за 2015-й российскими авиаперевозчиками было перевезено 92,1 млн человек.

Несмотря на то, что в целом пассажирооборот за 2015 год снизился только на 6%, а во внутреннем сообщении увеличился на 17%, нельзя не отметить, что положение в авиаотрасли настолько тяжелое, что аналитики пока даже не берутся прогнозировать, что и как может переломить негативный тренд.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions