– Нет, такая ситуация в принципе невозможна, потому что нормы и правила расчета запаса топлива на борту требуют, чтобы его хватило на полет до аэропорта назначения плюс до запасного аэропорта, плюс на 45 минут ожидания, плюс 10% от общего объема. Это стандартные международные требования к минимальному расчету количества топлива. Как правило, его будет больше. Поэтому ситуация с известным рейсом авиакомпании «Победа» не представляла никакой угрозы, потому что у любого самолета есть достаточно топлива, чтобы долететь до запасного аэропорта. Что касается индикатора топлива с пометкой low, то они настроены так, чтобы пилот заранее обратил свое внимание. Очень часто мы видим горящий индикатор в конце полета, и это нормально.
– И все-таки какой алгоритм действий у пилота, если он осознает, что топлива меньше, чем необходимо для завершения полета в аэропорту назначения?
– Если вдруг случается такая ситуация, когда по какой-то причине пилот отмечает, что топлива меньше, чем ему необходимо, он запрашивает приоритизацию по нехватке, получает ее немедленно и совершает посадку по прямой, то есть без ожиданий и дополнительных маневров. Это экстренный случай в авиации.
– В каких случаях пилоты могут запросить посадку на запасной аэродром?
– Пилоты могут по причине метеоусловий запрашивать посадку в другом аэропорту. Но топливо также рассчитано и на случаи, когда пилот не может сразу посадить самолет из-за непогоды, и допустимы дополнительные круги.
– Когда пассажирам сообщают, что они прибывают не в тот аэропорт, в который планировалось?
– Это происходит очень редко, и каждая ситуация уникальна. В большинстве случаев самолеты приземляются там, где они должны были сесть изначально. Метеоусловия, которые не позволяют зайти на посадку, также редко встречаются. Я думаю, когда пилот понимает, что сложилась такая ситуация, тогда он и сообщает пассажирам.
– Как пассажирам не впасть в панику при подобном объявлении пилота?
– Глобально люди делятся на две группы. Одни при таких сообщениях приоткроют спящий глаз и подумают: «Ну ладно, жаль, машина моя во Внуково, такси возьму». Другие в любом случае будут паниковать. Люди, которые страдают аэрофобией, найдут причины для испуга, здесь нет универсальных советов. Если человек болен аэрофобией, то здесь единственный совет – это обратиться за профессиональной помощью.
Беседовала Мария Салеева