+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.03.2022 16:16:13
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Отечественные самолеты пока не могут закрыть нишу среднемагистральных рейсов

В конце февраля Евросоюз опубликовал обновленный пакет санкций против РФ, запретив поставлять в Россию гражданские самолеты иностранного производства и необходимые запчасти к ним. Вскоре стало известно, что зарубежные лизингодатели могут даже начать арестовывать воздушные суда российских авиапарков. Чем это грозит отечественному рынку и можно ли отказаться от возврата взятых в лизинг самолетов, корреспондент РЖД-Партнера выяснял у эксперта по гражданской авиации, руководителя портала avia.ru Романа Гусарова.
Отечественные самолеты пока не могут закрыть нишу среднемагистральных рейсов
Кустарщина в авиастроении не допускается

– Роман Владимирович, возможно ли не возвращать самолеты лизингодателю?

– Если Россия откажется возвращать самолеты из лизинга, то нарушит договоры и, по сути, изымет имущество у владельцев. Очевидно, что все они рано или поздно обратятся в европейские суды. В итоге России придется не только компенсацию за самолеты выплатить, но еще и различные штрафы. Получится, что самолеты обойдутся нам дороже, чем они стоят. Не отдадим самолеты – владельцы арестуют находящееся за рубежом имущество, принадлежащее нашему государству или отдельным авиакомпаниям. К тому же как тогда обслуживать иностранные самолеты, если каналы поставки запчастей перекроют? В обход, на коленке, нелегально? В таком случае российские авиакомпании вообще отовсюду исключат за невыполнение требований по обеспечению безопасности полетов. Никуда, кроме своей территории, улететь станет невозможно. Да и внутри страны, учитывая ее размеры, не все пассажиры отважатся летать: стоит ли садиться в самолет, если тебе совершенно непонятно, в каком гараже выточили непонятно какую деталь. Ведь не просто же так все эти изделия сертифицируются, тестируются и должны соответствовать международным стандартам. Кустарщина здесь не допускается.

– Получается, не возвращать самолеты из лизинга попросту нельзя. А альтернатива какая?

– Следует разобраться, какие есть возможности легального сохранения самолетов в парках российских авиакомпаний. Например, перерегистрация воздушных судов в России. Или их выкуп. Надо понять, чего конкретно касаются санкции, и переформатировать имущество таким образом, чтобы вывести его из-под действия пакета санкций. С другой стороны, встанет вопрос относительно запчастей: есть ли хоть какой-то шанс приобретать их для дальнейшего обслуживания самолетов в официальных технических центрах.

Ренессанс российского авиапрома уже наступил

– Хватит ли имеющихся в наличии отечественных лайнеров для того, чтобы закрыть, скажем, пускай не весь пассажиропоток, но хотя бы большую его часть?

– Почти 80% пассажиропотока сегодня закрывают иномарки. Остальное приходится на «Суперджеты» и региональные самолеты, которые по вместимости маленькие и не могут перевезти большое количество пассажиров. Не будем забывать и о дальности полетов. Тот же SSJ-100 – это ближнемагистральный самолет. А в России часто приходится перевозить людей и на средние расстояния, и на дальние. Отечественные лайнеры эту нишу закрыть пока не могут.

– Но некоторые эксперты все же предрекают российскому авиапрому ренессанс. Вы согласны с такой позицией?

– Ренессанс предрекать не надо. Он по факту есть. Десять лет назад в России создали «Суперджет», а в 2021 году сертифицировали МС-21. Параллельно шел процесс освоения новых технологий. Проблема лишь в том, что мы еще не успели развернуть серийное производство. Иными словами, заберут у нас 700 самолетов – мы не сможем сразу произвести столько же. Даже Boeing и Airbus, которые к нынешним масштабам производства шли на протяжении многих десятилетий, не производят такое количество самолетов в год. Поэтому, повторюсь, ренессанс в России уже наступил, но закрыть все потребности хотя бы в наиболее распространенном сегменте – среднемагистральном – мы раньше 2030 года не сможем даже при мобилизации всех мощностей. Сегодня можно рассчитывать на те «Суперджеты», которые уже выпущены, – примерно 200 ед. С другой стороны, неизвестно, коснутся ли запреты поставок запчастей для SSJ-100, ведь он собран во многом из западных комплектующих, в том числе европейских. Есть еще широкофюзеляжный самолет Ил-96, который тоже можно производить. Но для него нет современного двигателя и надо ждать завершения работ по ПД-35, на что уйдет 4–5 лет. А выпускать Ил-96 со старыми двигателями, по «дедовским» технологиям, пускай и надежно, но неэкономично. Боюсь, что собирать больше двух самолетов в год завод попросту не сможет. Потребуется полное переформатирование производства, на что уйдут опять же годы. Таким образом, это точно не выход из сложившейся ситуации.

Избежать транспортного паралича вполне возможно

– Получается, основная нагрузка в ближайшее время ляжет на РЖД?

– Вся нагрузка точно не ляжет. Сомневаюсь, что люди начнут ездить на поездах с Северо-Запада на Дальний Восток. Вырвать неделю из современного темпа жизни не все готовы. Поезда больше как экзотика рассматриваются, как часть отдыха. Поэтому вопросы с авиационным сообщением придется как-то решать. И я считаю, что это можно сделать с помощью авиакомпаний сопредельных стран, готовых и способных не только взять на себя перевозку наших туристов в Китай, Турцию и т. д., но и по дороге, так скажем, подвозить россиян из Москвы, например во Владивосток, Хабаровск или Красноярск. Проблема решаема. Правда, не в пользу наших авиакомпаний. Но избежать транспортного паралича точно можно. Что касается европейской части и территории вплоть до Урала, то железные и автомобильные дороги – вполне неплохой вариант. В любом случае возможностей добраться до нужного места в России хватит. Просто это может оказаться уже не так комфортно, как мы привыкли.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions