– В первую очередь стоит иметь в виду, что «Аэрофлот» – это государственная компания и лидер российского рынка авиаперевозок. Доступ к финансированию через допэмиссию, субсидии и прочее, а также возможная консолидация рынка могут позволить «Аэрофлоту» расширить свою долю на рынке за счет слабых игроков и пройти через кризис. С другой стороны, российские авиаперевозчики показали лучшие в мире результаты по восстановлению пассажирооборота в условиях пандемии коронавируса. Европейские лизингодатели понесут существенные убытки в случае разрыва имеющихся контрактов с российской стороной, а также испытают трудности в поиске новых арендаторов на фоне сохраняющегося низкого спроса на самолеты. Негативные последствия для экономики ЕС от объявленных санкций дают надежду на их временное действие.
– А если рассматривать более негативный сценарий и вероятность длительного действия санкций?
– В таком случае одним из выходов будет перевод зарубежных самолетов в российский реестр (на данный момент переведено уже около 800 самолетов), что позволяет законно использовать их на территории России, а также в тех странах, которые примут российские сертификаты. Помимо этого, ускоряется процесс развития отечественного авиастроения. Минпромторг намерен сертифицировать отечественный двигатель ПД-8 для SSJ-100 через 12–14 месяцев и нарастить производство данной модели с 23–24 до 40 самолетов в год, что позволит со временем частично заменить зарубежные Boeing и Airbus. Кроме того, есть намерения возродить производство Ту-214: на данный момент выпускают ежегодно 1–2 машины, а ближайшей целью будет нарастить производство до 10 ед. в год. При этом самолеты обладают высокими техническими характеристиками, сопоставимыми с Boeing и Airbus.
– Получается, что наращивание отечественного авиапроизводства как раз и станет тем самым драйвером роста всей отрасли в целом и акций «Аэрофлота» в частности?
– Да, причем долгосрочным драйвером. Это позволит России в дальнейшем не зависеть (или во всяком случае сократить степень зависимости) от зарубежных компаний и санкционного давления. Другим драйвером роста – среднесрочным – будет возобновление авиасообщения с 11 аэропортами центральной и южной части России, которое сейчас приостановлено до 1 апреля. Для справки: в январе 2022 года объем перевозок по этим аэропортам суммарно составил 798 тыс. человек – это 6,6% от общего числа пассажиров на внутренних линиях. Благоприятным фактором для акций «Аэрофлота» также будет сохранность и возможное увеличение международных рейсов в Турцию и ОАЭ, а также дальнейшее развитие внутреннего туризма.
– А о чем говорят графики с технической точки зрения?
– В этом смысле на месячном графике акции «Аэрофлота» опустились ниже уровня поддержки – 33 руб. Следующий уровень поддержки расположен в районе 21,7 руб., сопротивление – 56,1 руб. В случае пробития верхней границы нисходящего клина и закрепления выше линии сопротивления у акций появится потенциал для роста.
Беседовал Степан Ратников