За пределы ВВП выкатился ЯК-42Д (авиакомпания «Арктика»), прибывший из Амдермы-2.
Из-за случившегося аэропорт закрыли для работы до глубокой ночи. Три самолета были вынуждены уйти на запасные аэродромы – в Мурманск и Петрозаводск. Несколько рейсов были задержаны.
Что произошло?
Как сообщил советник руководителя Росавиации Артем Кореняко в телеграм-канале, на борту находились 59 человек, включая пять членов экипажа. Пострадавших не было. Предварительно внешних повреждений самолет не получил, хотя и застрял в снегу.
Неудачная посадка произошла около 18 ч. Самолет в итоге отбуксировали на стоянку, для работы аэропорт открылся уже 13 января в 01 ч 40 мин.
Отметим, что аэропорт Архангельска открылся для работы в конце прошлого года – после большого ремонта взлетно-посадочной полосы, которая длилась с 1 мая 2023 года. Что изменилось и какие работы еще предстоит выполнить в архангельской воздушной гавани, мы рассказывали ранее.
Опять проверка...
После инцидента о проверках заявили сразу два ведомства. Архангельский следственный отдел на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ начал доследственную проверку по факту выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы воздушного судна (по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ).
«Следователем организован комплекс проверочных мероприятий, направленный на установление всех обстоятельств произошедшего», – сообщили в ведомстве.
Северо-Западная транспортная прокуратура сообщила, что даст оценку действиям экипажа, а также проверит состояние ВВП. После чего примут меры реагирования, если на то будут основания. Выяснением причин займется и комиссия Архангельского МТУ.
В авиакомпанию «Арктика» корреспонденту РЖД-Партнера на момент публикации дозвониться не удалось – телефон, указанный в открытом доступе, сначала был занят, позднее по нему просто не отвечали.
Что думают эксперты?
Авиаэксперт Роман Гусаров отметил, что выкатывание самолета за пределы ВПП, – серьезный инцидент для авиаотрасли. Все подобные случаи расследуются ведомствами. Собеседник пояснил, что в таких случаях может быть три основных причины. Одна из них – неудовлетворительное состояние взлетно-посадочной полосы.
«Для каждой ВПП есть такое понятие, как коэффициент сцепления – это сцепление колес с покрытием. Этот коэффициент постоянно сверяется, особенно в зимнее время. Аэропортовые службы отвечают за поддержание этого коэффициента в соответствии со стандартом. Если он не соответствует, то нужно провести уборку снега, обработку. Посадка в таких случаях не разрешается: самолетам приходится либо кружить и ждать в зоне ожидания, когда полосу приведут в нормальное состояние, либо уходить на запасной аэродром», – комментирует Р. Гусаров.
Вторая причина, которую назвал эксперт, – ошибка пилотирования: «Бывает, что пилоты сажают самолет не в торце ВПП, а ближе к середине, тогда полосы просто может не хватить для торможения, особенно в условиях зимы. Но опять же, ветер может быть попутный: тогда он не тормозит, а наоборот разгоняет самолет». Третья причина – неисправность самого самолета. У него есть тормозная система колес и торможение двигателя, объясняет эксперт. Бывает, что одна система не эффективна, вторая может оказаться неисправна, что приводит к подобным последствиям.
РЖД-Партнер следит за ходом событий в Архангельске.