+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.07.2020 10:58:57
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Цены на российский авиакеросин оказались выше международных

Не утихающая пандемия COVID-19 нанесла существенный урон многим отраслям. В числе наиболее пострадавших оказались предприятия, занятые перевозками, и производители топлива. При этом эти две сферы оказались взаимозависящими: транспорт не может передвигаться без топлива, а топливо некому продавать, если число передвижений среди населения строжайше ограничено.
Особенно заметны изменения в области воздушных перевозок и производства авиакеросина. По данным компании BP, являющейся одновременно и поставщиком, и закупщиком данного топлива, еще до пандемии в отношении РФ велась речь о двух типах ценообразования. Это формульный метод, который использовался при заключении долгосрочных контрактов, и спотовый.

Однако если обычно формула базировалась на международных ценовых индексах, территориально привязанных к региону АРА, то многолетние наблюдения за российским рынком показали, что в нашей стране цена на авиакеросин зависела в большей степени от факторов внутреннего рынка, нежели от международных цен на авиационное топливо. Стоимость спецрейсов же устанавливалась в индивидуальном порядке – каждый отечественный поставщик был вправе использовать собственные расчеты при формировании стоимости операции.

Менеджер по развитию бизнеса и трейдинга BP в России и странах СНГ Гражвидас Байорас во время выступления на онлайн-конференции «Argus Глобальный рынок нефтепродуктов 2020» пояснил, что разница между формульной ценой в регионе АРА и формульной ценой для московского авиаузла связана с тем, что производство авиакеросина в России преимущественно используется для внутреннего потребления. На экспорт отправляются всего 1,6 миллиарда тонн от 12-ти миллиардов, производимых в стране ежегодно. А такие существенные отличия в процессе формирования конечной стоимости топлива неизбежно привела эту отрасль в РФ к формированию специфических отличий в экономике, налогообложении и даже логистике.

В ходе того же мероприятия относительно нюансов системы образования стоимости топлива в Российской Федерации высказался и руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» компании Argus Сергей Агибалов. Он отметил важный для России аспект вопроса – задействованность в процессе большого объема бюджетных доходов. Именно это место оказалось самым слабым в условиях распространяющейся эпидемии – из-за особенностей налоговой системы государства, значимая часть этих доходов пропала вместе с падением стоимости нефти. В какой-то момент компании не только перестали получать прибыль с каждого барреля, но и начали нести убытки: тенденция не могла не сказаться на рынке авиакеросина.

«Но здесь специфика такая сложилась, что здесь Российская налоговая система очень адаптивная, гибкая. И при снижении цен снижаются и налоговые сборы. Соответственно, сейчас то, что было негативным фактором в апреле, когда налоговая пошлина и НДПИ рассчитывались от предыдущих значений, стало фактором позитивным. С подъемом мировых цен ставки налоговые запаздывают. В июне чистый доход уже порядка 20 долларов на баррель – это исключительно хорошая цифра. Можно сказать, что сектор добычи перешагнул основной пик кризиса», - уверяет эксперт.

Однако пандемия привела к практически полному схлопыванию рынка авиакеросина в Московском регионе. РФ пришлось принять серьезные меры – прекратить авиасообщения с другими странами и ощутимо урезать число внутренних перелетов. Многие российские поставщики оказались не в состоянии работать в привычном режиме. По текущим и будущим контрактам компаниям пришлось перейти на спотовую систему образования стоимости. Но этот шаг, полагает Гражвидас Байорас, неизбежно приведет «к определенным проблемам» в вопросе поставок топлива международным перевозчикам.

«Российские цены в целом даже выше, чем в остальном мире. И теперь международные авиаперевозчики оценивают так называемые индексы справедливой цены, которые они могут использовать для закупок на местах. Потому что существует явный диспаритет между ценами на российское топливо и мировое. В то же самое время мы наблюдаем, что Аргус еще в 2011 году начал оценивать спотовые цены для Московского авиаузла – это аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково. Эти аэропорты снабжаются с НПЗ, производящих продукт внутри Российской Федерации, и это самый конкурентоспособный сегмент рынка авиакеросина в РФ. Кроме того, Санкт-Петербургская международная товарно-отраслевая биржа также торгует спотовыми контрактами», - прокомментировал представитель BP.

Относительно дальнейшего будущего российского рынка авиакеросина в частности и нефтепродуктов в целом эксперты однозначных прогнозов делать не спешат. Представитель BP отмечает, что было бы интересно посмотреть на развитие ценообразования по новой формуле, которую предложили в Argus. Руководитель отдела Argus в свою очередь предполагает, что налоговые ставки постепенно будут выравниваться и уже в июле экспортная пошлина «отыграет свое» - но при этом призывает не упускать из виду спад объемов в рамках соглашения ОПЕК.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions