В 2021 году транспортными средствами иностранных перевозчиков в Россию было выполнено 843 тыс. рейсов, из них транспортными средствами перевозчиков из стран ЕС – 405 тыс. рейсов. Российские перевозчики выполнили при этом 600 тыс. рейсов по доставке грузов в Россию (данные АСМАП).
Этот баланс был нарушен в апреле текущего года, когда ЕС в рамках пятого пакета санкций запретил въезд на свою территорию российских и белорусских грузовых автомобилей. Белоруссия ввела ответный запрет; российская сторона не спешила со встречными мерами, чтобы избежать полного разрыва цепей поставок.
В результате с 9 апреля по 1 октября 2022 года российские операторы не смогли выполнить около 250 тыс. рейсов в импортном направлении. В этих условиях европейские перевозчики, лишившись конкуренции, значительно подняли цены на свои услуги. Так, перевозка из Германии в центральные районы России, которая в начале года стоила около €3 тыс., стала обходиться клиенту в 3–4 раза дороже.
Рынок нашел решение в виде схем доставки, использующих перецепку (реже – перегрузку) на пограничном таможенном терминале. При этом перевозчик из ЕС работает только на европейской части маршрута, а по России груз доставляет российский или белорусский оператор.
После введения Россией ответных санкций схемы с перецепкой получат более широкое применение. При этом на время доставки перецепка, которая занимает 10–20 минут, не влияет. Гораздо более длительны неизбежные при любом варианте перевозки таможенные и пограничные процедуры и их ожидание.
Стоимость доставки также не должна ощутимо вырасти. Издержки на перецепку – около €50 – несопоставимы с теми дополнительными затратами, которые бизнес несет в связи со сменой поставщиков, изменением маршрутов поставки и спекулятивным ростом цен на товары и услуги.
По европейским перевозчикам, помимо потери доходов от дальних перевозок по российской территории, в нынешней энергетической ситуации в ЕС ударит и невозможность заправляться на наших АЗС.