Действительно, условия страхования грузов в значительной мере отличаются в зависимости от ряда критериев, в том числе и от вида транспорта, которым планируется перевозка. Например, самыми рисковыми перевозками считаются автомобильные. Наиболее распространены здесь случаи аварий, хищений, угонов. Страховые компании, разумеется, ведут свои внутренние статистики и знают о такой особенности автомобильного транспорта, что, несомненно, влияет и на предлагаемые страховые тарифы, и на условия самих договоров страхования.
Железнодорожные перевозки в меньшей степени подвержены риску повреждений грузов, в том числе потому, что риск аварий минимальный, а грузы, отправляемые железной дорогой, чаще всего низколиквидные, то есть похищать их никто не собирается. Хотя при отправке дорогих грузов надежнее отправить совместно с грузом охрану.
Также, на наш взгляд, уменьшению риска способствует репутация железнодорожного перевозчика, который как монопольный игрок наиболее стабилен и мало подвержен изменчивости рынка.
Перевозки по воде видятся самым надежным видом перевозок. По нашему опыту, повреждения чаще случаются в портах при погрузочно-разгрузочных работах, но не на самом судне. Основной риск при перевозках по воде – намокание груза при неблагоприятных погодных условиях. Такие риски, как нападение пиратов или кораблекрушения, наименее вероятны. Это также влияет на условия страхования. Основной недостаток водного транспорта – медлительность, поэтому чаще выбирают мультимодальные маршруты, при которых могут быть использованы все виды транспорта.
Условия страховых компаний отличаются в зависимости от целого ряда критериев: тип и стоимость груза, расстояние и маршрут перевозки и, конечно же, вид транспорта. Такие критерии вполне объяснимы, ведь цель страховой компании – снизить риски и вероятность выплаты, а вид транспорта для перевозки груза напрямую влияет на потенциальные угрозы, которым может быть подвержен груз, а значит, и на вероятность страхового события.
Интересным будет отметить отличия российского рынка страхования грузов от европейского. У нас в страховании грузов в большей степени заинтересованы транспортные и экспедиторские компании, а в Европе – грузовладельцы. Вызван такой перекос законодательными отличиями. В России перевозчик (экспедитор) отвечает за груз по его полной стоимости, то есть в случае ЧП перевозчик выплатит грузовладельцу всю стоимость груза, в то время как в Европе ответственность перевозчика сильно ограниченна и определяется условными единицами за каждый килограмм веса груза.
Автор: Рустам Юлдашев, учредитель и директор по стратегическому развитию логистической компании Nawinia
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.