– Подскажите, существует ли в других странах подобная практика, которую российские автолюбители уже успели окрестить стукачеством на дорогах?
– Практика сообщения гражданами в компетентные органы о правонарушениях других лиц существует за границей достаточно давно. В 2006 году я сам находился в составе туристической группы в Швейцарии и ехал в автобусе, у которого громко скрипели тормоза. После экскурсионной прогулки в условленном месте сбора автобуса не оказалось: кто-то из сознательных граждан, ехавших по той же улице, доложил куда надо, в итоге автобус нашли, а водителей оштрафовали и заставили поменять тормоза. И поделом, поскольку через неделю этому же автобусу предстояло провезти нас – группу детей 12–15 лет – через 1000 км обратно в наш город в России. Если честно, язык не поворачивается назвать словом «стукачество» действие, предотвратившее езду по скоростному автобану автобуса с изношенными тормозами, в котором ехали дети. А вот для тех, кто в России назначил для нас такой рейсовый автобус, цензурных слов не найдется. Выводы делайте сами.
– Действительно ли в России проблема назрела до такой степени, что с нарушителями правил дорожного движения никак не справиться без соответствующего мобильного приложения?
– Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно считать проблемой. Если сами нарушения ПДД, то они всегда были и будут, чем-то новым это явление сложно назвать. Если проблемой называть то, что ГИБДД не может зафиксировать все 100% нарушений на улицах города, то тоже неудивительно, поскольку сотрудников в этом учреждении определенно меньше, чем водителей на дорогах. С другой стороны, увеличение при помощи граждан количества мощностей, позволяющих фиксировать нарушения ГИБДД, позволит эффективно пресекать хотя бы некоторые их виды. Например, парковку на инвалидных местах без права на таковую. Или парковку так называемых «инвалидов на всю голову», когда одна машина перекрывает сразу два инвалидных места. А вот с фиксацией ситуаций, возникающих в движении, ситуация более сложная, поскольку далеко не все будут постоянно держать необходимое приложение открытым на телефоне и беспрерывно вести видеозапись при движении по дороге. Но и такое возможно, если обзавестись зарядкой телефона от прикуривателя и специальным креплением.
– В чем плюсы и минусы назревающего нововведения?
– Минус в том, что общественное сознание может оказаться не готовым к такому повороту событий, и новая система будет работать слабо. Ведь в сознании россиян подобные способы наведения порядка считаются скорее позорными, нежели заслуживающими одобрения. Даже сама формулировка «система стукачества на российских автодорогах» показывает образ мышления того, кто это придумал. А плюсы в том, что у данной системы есть потенциал к тому, чтобы очистить город от автомобилей, припаркованных с нарушением правил. Это как минимум. Возможно, с годами и сознание населения понемногу начнет поворачиваться в сторону того, что по правилам нужно ездить не потому, что иначе получишь штраф, а потому, что ПДД – это единственная организующая сила, благодаря которой становится возможным одновременное движение по дорогам большого количества автомобилей.
– Не ущемляют ли права автомобилистов подобного рода мобильные приложения?
– У автомобилистов на дороге только одно право – это право управления транспортным средством. Средством, являющимся, кстати, источником повышенной опасности. Все остальное – это обязанности, прописанные в ПДД. Поэтому – не ущемляет. Ездить-то никто не запрещает.
– Что сегодня в первую очередь необходимо сделать для повышения безопасности на российских дорогах?
– Сложно назвать какую-то одну меру. Скорее всего, это должен быть набор первоочередных мер. На наш взгляд, в их числе обязательно должны быть две следующие: конфискация транспортного средства у граждан, которые продолжают ездить на нем после лишения прав (на срок до окончания лишения прав), а также лишение прав в том случае, если за определенный период времени водитель совершил определенное количество нарушений скоростного режима. Причем вторая мера особенно важна, поскольку штрафы за превышение скорости не предотвращают лихачество в будущем. Водитель даже может оплачивать штрафы, но продолжать лихачить, пока это не закончится очередной сбитой автобусной остановкой и погибшими людьми. Конечно, в условиях, когда большинство штрафов за скорость идет с камер, можно всегда сказать, что за рулем был не собственник авто и штраф не его. Тем не менее данный вопрос необходимо решить. И, возможно, у законодателя найдутся подходящие для этого методы.
Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.