Эксперты ОЛА выделили 6 ключевых проблем действующих правил отбора участников программы субсидирования.
Во-первых, отмечается, что организация приема документов на отбор вызывает опасения по поводу утечки информации и манипулирования результатом со стороны недобросовестных компаний. Предлагается организовать подачу документов на прохождение отбора строго в закрытых конвертах, а вскрытие всех конвертов провести одномоментно во время заседания комиссии. При этом также в ОЛА считают необходимым проведение онлайн-трансляции заседания комиссии и приглашение представителей ассоциации для подтверждения честности проводимого отбора.
Во-вторых, существует проблема, что делать с теми компаниями, которые подали заявки и соответствуют критериям отбора, но им не хватило финансирования. Ранее была живая очередь, которая снимала эту проблему. Кроме того, живая очередь позволяла дополнительные ресурсы быстрее вывести на рынок. В ассоциации предлагают вернуть правило живой очереди на этот год, то есть в случае появления дополнительного финансирования не проводить дополнительные отборы до тех пор, пока все заявки предыдущего отбора не будут удовлетворены.
В-третьих, текущий механизм распределения по постановлению № 649, по мнению авторов письма, обладает рядом недостатков: монополизирует рынок лизинга за счет концентрации субсидии у небольшого круга компаний; при монопольном положении на данном рынке субсидия по факту может не доходить до конечного покупателя за счет соразмерного поднятия цены на услугу лизинга; в пределе размер субсидии, предоставляемой клиенту, снизится до несущественного уровня и сама субсидия будет носить исключительно «медийный» характер, что скажется на эффективности субсидии для поддержки машиностроителей; по сути, целью субсидии становится поддержка отдельных лизинговых компаний; поскольку сегмент лизинга колесной техники является основным или единственным для большинства малых и региональных лизинговых компаний, последовательное проведение отбора по текущему принципу приведет к уходу их с рынка. В ОЛА просят изменить формулу распределения субсидии между организациями, прошедшими отбор.
В-четвертых, жесткие критерии отбора участников, нацеленные на крупные компании и госкомпании, отсеивают малый и средний бизнес. Не учитывается тот факт, что в одном договоре может быть несколько единиц техники и мерить по количеству договоров – нерепрезентативно. В последней редакции добавлено требование по договорам лизинга техники, принимаемых как критерий отбора, что они должны касаться только техники, которая в прошлом году попадала под критерии Минпромторга для целей субсидии, это закрывает вход в данный сегмент компаниям, которые раньше им не занимались, и монополизирует рынок. В ОЛА предлагают снизить порог прохождения до 50 ед. техники и разрешить при оценке критериев отбора использовать итоги работы прошлого года компаний по всем видам колесной техники, а не только по технике, попадающей под критерии МПТ.
В-пятых, ограничение максимального объема в 20% на одно юридическое лицо отрезает большую часть рынка лизинга от программы и ведет к монополизации рынка. С учетом популярности данной программы, подтвержденной на практике, МПТ может не опасаться, что субсидия не будет выбрана даже при ограничении 5%. Если же не ограничивать выборку связанными компаниями, то данное ограничение может быть обойдено вплоть до полного монопольного получения субсидии. В ОЛА предлагают ограничить максимальный объем на одну группу компаний в размере 10% от распределяемого объема. Причем компании объединяют в группу, если 25% долей и более контролируется одним юрлицом.
Наконец, в ОЛА отмечают, что действующие правила за счет критериев отбора практически исключают возможность участия в программе лизинговых компаний – субъектов МСП. Ассоциация предлагает следующий механизм: выделение в общем лимите отдельной квоты для лизинговых компаний – субъектов МСП (не входящих в группы компаний).
ОЛА ходатайствует о проведении рабочей встречи с участием Минпромторга России и представителей ОЛА с целью обсуждения данных предложений.
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions