+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.03.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Из трех негритят остался только один

Как развивать сеть железных дорог в России – эту перспективу должны были определить три документа: две целевые модели рынка (ЦМР) железнодорожных перевозок (пассажирских и грузовых), а также долгосрочная программа развития (ДПР) ОАО «РЖД». В итоге остался только один – последний, который вчера и утвердили, согласно поручению правительства
Это напомнило мне считалочку про негритят из известного детектива. Там что-то с кем-то из героев случалось, и они выбывали по определенному алгоритму. Получился вот какой сценарий.

Итак, эпизод первый: 2011 год – явление ЦМР народу. Завершился третий этап реформирования российских железных дорог. Народ шумит и требует продолжения – то есть перехода к четвертому этапу. Но тут раздается голос за кадром и напоминает, что главной целью реформ являлось создание условий для устойчивого развития железнодорожного транспорта в соответствии с потребностями экономики страны на основе роста конкурентоспособности отрасли, расширения инвестиционных механизмов и развития рынка железнодорожных транспортных услуг.

А то, что при этом было обещано создать институт локальных перевозчиков (с сохранением функции ОАО «РЖД» в качестве общесетевого грузового перевозчика и владельца инфраструктуры), – это вопрос второстепенный. Поэтому тут незачем спешить – подождите.

И проект постановления правительства о продлении программы структурной реформы на железнодорожном транспорте не утвердили. А чтобы народ не роптал, ему дали пряник в виде целевой модели рынка грузовых перевозок, которую обещали реализовать до 2015 года.

Такой ход был сделан с помощью компании McKinsey. В ЦМР нарисовали фантастическую картину, как инфраструктуру отделят от тяги и начнут эксперименты с внедрением локальных перевозчиков с конкуренцией за маршрут и на маршруте. Иными словами, реформу поставили на паузу. Но обещали продолжить.

Тем временем в ОАО «РЖД» сделали все возможное, чтобы затруднить дальнейшие перемены. В частности, отнесли тягу к активам и смешали их с активами инфраструктуры. Идеологию развития конкурентной среды на железнодорожном транспорте незаметно подменили на идею усовершенствование модели партнерства российского государства с ОАО «РЖД» как владельца инфраструктуры. Для этого были разработаны инструменты обеспечения лидерства компании на рынке качественных и конкурентоспособных транспортных услуг, удовлетворяющих спрос на грузовые и пассажирские перевозки. Для этого, в частности, предложили повысить рыночную капитализацию холдинга и тем самым привлечь дополнительный объем частных инвестиций в программы развития ОАО «РЖД» и совершенствования технологии перевозочного процесса. В дальнейшем из набора данных инструментов вырос всем известный принцип клиентоориентированности холдинга.

Многие вещи из этого ряда выглядели тогда (да и выглядят сейчас) целесообразными. Вот только на деле это привело к смене вектора движения железнодорожного транспорта. Вместе с тем институт перевозчиков (ни глобальных, ни локальных – ни в массовом порядке, ни в виде эксперимента) создан не был. И частные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру не пришли, хотя и были ожидаемы.

Эпизод второй: наступил 2015 год. Тут стало ясно, что дальнейшие реформы прокатили. Но надо было делать что-то с ЦМР.

И здесь мы переходим к эпизоду четвертому: появились уже две модели – для грузовых и пасссажирских перевозок.

С самого момента появления указанных документов, подготовленных Минтрансом России и рассчитанных до 2025 года, многие эксперты отнеслись к ним критически. Ведь из проекта обновленных ЦМР исчезли многие принципиально важные положения. Например, о том, что для обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре внутри холдинга следовало отделить путевое хозяйство от тяги.

Если абстрагироваться от деталей, то по сути модель стала больше похожа на целеуказания по совершенствованию работы ОАО «РЖД» и способам взаимодействия с ним для всех остальных участников рынка, чем на инструмент развития рынка грузовых перевозок.

В общем, эпилог закономерный: поскольку народ не унимался, спорил и пытался вернуть ОАО «РЖД» на рельсы либерализма, в Минтрансе предложили вовсе отказаться от ЦМР. Дескать, не сложилось в России условий для дальнейших реформ. Нет ЦМР – не о чем и спорить.

Так что пора пить кофе. С булочками.

Только вот какой есть один нюанс: новая концепция ДПР во многом построена на перманентном и весьма активном росте объемов грузоперевозок. Но если вдруг на рынке произойдет сбой (а он может и не зависеть ни от работы железнодорожников, ни от желания и умения российских властей), то потребуется вариант «б». Но тогда уже не будет возможности его своевременно задействовать. Ведь все фигуры с доски уже убрали.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions