Прошло более 1,5 лет. И тема безопасности метро стала менее обсуждаемой. Но, как говорится, никто не дремлет. В постоянном режиме ФСБ вместе с представителями полиции, прокуратуры, Ространснадзора проводят тестовые проверки. Но их результаты, к сожалению, не всегда те, что хотелось бы.
Так, за 2 последних месяца ФСБ организовала четыре проверки. В итоге в двух случаях тест-предметы были выявлены при входе сотрудника на станцию, в одном случае пассажира не допустили даже к досмотру – бдительный полицейский остановил его на входе в метро. В четвертом случае тест-предмет все же пронесли на станцию.
По вашему мнению, почему? Виноваты несовершенные технические средства? Их мало и нужны дополнительные? Виноваты невнимательные работники? Кто-то не дорабатывает и безответственно относится к своим обязанностям?
Начальник отдела транспортной безопасности ГУП «Петербургский метрополитен» Алексей Холодных на проходящем в эти дни в Петербурге I Международном форуме транспортной инфраструктуры рассказывает, что обеспечение техническими средствами является главной проблемой обеспечения безопасности в метро. Требования постановления правительства РФ № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитена», которое было утверждено 5 апреля прошлого года, обширны. Но своими собственными силами метрополитен не справляется.
Несмотря на постоянные упреки пассажиров в большой стоимости жетона, у метрополитена не хватает собственных средств на оперативное оснащение станций. Для справки: оснащение одной рядовой станции метрополитена средствами наблюдения территории требует около 50 млн. В этом году из собственных средств смогли оснастить только две станции.
Вторая главная проблема при обеспечении безопасности – большой пассажиропоток. Досмотреть всех пассажиров в метрополитене даже при наличии всех необходимых технических средств просто невозможно.
Для понимания: в час пик одна малозагруженная станция пропускает 3 тыс. человек, а сильно загруженная – до 11 тыс. То есть, если посчитать, на маленькой станции в течение 1 мин. проходит 50 человек. Как их всех досмотреть?
Да, все 100% пассажиров проходят через рамки металлодетекторов и одновременно подвергаются видеонаблюдению. Но основная нагрузка по выявлению подозрительных личностей ложится на сотрудников, которые занимаются наблюдением и собеседованием – новым направлением деятельности. Но и здесь проблема – в дефиците кадров.
Петербургский метрополитен проводил эксперимент по сплошному досмотру пассажиров на станциях, наименее загруженных в час пик. Картина получилась ужасающая. Станцию на вход пришлось перекрывать на время до 40 мин. – чтобы успеть досмотреть всех пассажиров и их ручную кладь или багаж. Такой подход был признан неэффективным.
Оборудование метрополитена интеллектуальным видеонаблюдением, программой ситуационной видеоаналитики и прочим продолжается и будет продолжаться еще долго.
Так, совсем недавно стал известно, что метрополитен за 28,5 млн руб. закупит детекторы для определения взрывчатки. Поставить их в метро должны во второй половине декабря.
Но ваш покорный слуга задался вопросом: а что если пассажирам не только пенять на высокую стоимость проездного, но хотя бы изредка задумываться, как часто мы обращаем внимание на тех, кто едет с нами в одном поезде? И если вам кто-то кажется очень подозрительным, что вы делаете: сообщаете дежурному или просто проходите мимо?
За I полугодие этого года служба транспортной безопасности метро Петербурга нашла на станциях подземки более 4 тыс. бесхозных предметов. Но только часть из них пришлось проверять взрывотехникам. По итогам же прошлого года станции метро закрывались 640 раз, было обнаружено около 7 тыс. предметов.
Чуть ли не каждый день сообщается о закрытии той или иной станции метро. Что, естественно, приводит к простою, убыткам, дискомфорту огромного количества пассажиров и представителей различных служб.
Но, наверняка, если все-таки выбирать между комфортом и безопасностью, 99% пассажиров подземки отдадут предпочтение безопасности.