За 9 месяцев 2020 года, по данным Росстата, сокращение объема заказов составило 28,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Оно началось с февраля текущего года под давлением профицита парка на сети и усилилось с апреля – на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса. По итогам текущего года эксперты ожидают выпуска грузовых вагонов на уровне 60–65 тыс. ед., а в 2021-м – 50–56 тыс. ед.
Для сравнения: в 2019 году, по данным Росстата, вагоностроители вышли на рекорд – 79,6 тыс. вагонов. А дальше начался спад. Причем, несмотря на довольно солидные объемы списания старого парка, в 2020 году они ожидаются на уровне 14–15 тыс. ед.
Больше всего снижение коснулось закупок полувагонов, цистерн для нефти, минераловозов, лесовозов и думпкаров, а также некоторых других типов подвижного состава. Исключение составил ряд сегментов специализированного подвижного состава. Такие подвижки в структуре спроса сказались и на динамике цен: на полувагоны они сократились на 10–15%, а на специализированные вагоны подросли на 15%.
Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, интерес операторов к обновлению собственного парка грузовых вагонов не исчез. Поэтому они внимательно следят за развитием модельного ряда новинок и оценивают их преимущества. В каком направлении движется рынок и чего же хочет клиент? Читайте в
статье «Когда лучшее не враг хорошего»
Около года назад закончился период дефицита колесных пар, который был определяющим фактором значительного удорожания ремонта вагонов в 2018–2019 гг.
Он был преодолен уже в IV квартале 2019 года, итог которого показал профицит в объеме 51 тыс. дисков. Планы на 2020-й были довольно смелыми. По подсчетам ОАО «РЖД» и ИПЕМ, в начале года потребность в цельнокате для транспортного рынка должна была составить 1705 тыс. дисков. Дальнейшие планы предполагали продолжение роста производства у российских производителей (в первую очередь АО «Евраз НТМК») до объемов в 1700 тыс. колес к 2022 году, что, в принципе, должно полностью удовлетворять потребности российских производителей железнодорожной техники и вагоноремонтных предприятий.
В итоге удовлетворение спроса произошло. Но совсем по другим, негативным причинам, вызванным падением объемов перевозок. Ситуация, сложившаяся к концу 2020 года, испытывает на прочность всех участников рынка.
Собственники вагонов вынуждены работать в условиях спада перевозок и существенного снижения ставок за предоставление вагонов. Сфера вагоноремонта испытывает резкое падение спроса на плановые виды ремонта. Металлурги отчитываются о серьезном снижении выпуска железнодорожного литья и невозможности компенсировать малый спрос на российском рынке экспортными поставками. Компании, работающие на рынке старогодных запчастей, констатируют неудовлетворенный спрос и завышенные цены на б/у комплектующие. Что дальше – в
материале «Колеса укатили в секонд-хенд».
Утвержденная правительством РФ стратегия развития экспорта услуг до 2025 года предполагает, что в среднесрочной перспективе экспорт транспортных услуг будет увеличиваться на 5,75% ежегодно и в 2024-м достигнет $29,2 млрд.
При этом наиболее действенными мерами в вопросе развития экспорта транспортных услуг являются проработка и формирование на долгосрочный период сквозных тарифных ставок мультимодальных транзитных перевозок по международным транспортным коридорам при участии различных видов транспорта, пролонгация программы субсидирования транзитных железнодорожных перевозок на 2021 год с дальнейшим стратегированием до 2025-го и расширение практики применения электронного документооборота с сопредельными странами и со странами – участницами международных транспортных коридоров.
О том, какие конкретные шаги необходимо предпринять для роста экспорта транспортных услуг, рассказала руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «РЭЦ», д. т. н., профессор, председатель научно-технического совета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Алевтина Кириллова в интервью нашему журналу
«В ожидании экспорта».
Авиаиндустрия стала одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса сфер экономики. По оценкам экспертов, в этом году пассажиропоток в мире снизится на 66%, а финансовые потери превысят €80 млрд. Российские авиакомпании прогнозируют значительное падение грузооборота по итогам года (за 9 месяцев он уже снизился на 8,2%) и как никогда надеются на поддержку государства.
По прогнозу европейского отделения Международного совета аэропортов (ACI), почти 200 европейских аэропортов могут столкнуться в ближайшее время с неплатежеспособностью, если пассажиропоток не начнет увеличиваться. А это вряд ли произойдет в связи с ухудшением ситуации с коронавирусом и наступлением низкого сезона. Аэропортам все сложнее продолжать работать на фоне сокращения доходов и покрывать операционные расходы, а также нести капитальные издержки.
За 9 месяцев текущего года грузооборот гражданской авиации снизился на 8,2%, до 4 млрд 921 млн т-км, объем перевезенных грузов и почты – на 2,6%, до 800,3 тыс. т, доля коммерческой загрузки – на 9%. На динамику грузооборота повлияли ограничительные меры в связи с пандемией и сложная экономическая ситуация, а также переориентирование большей части потребителей товаров на интернет-закупки. Для стабилизации ситуации сейчас идут переговоры по привлечению к грузовым перевозкам региональных авиакомпаний и закупается новое оборудование для выполнения грузовых операций. Подробнее о состоянии дел в отрасли в
статье «Катастрофический грузооборот».
Оборот контейнеров стремительно растет, вследствие чего необходимо быстро подстраиваться под потребности бизнеса, которые в последний год так часто меняются. Это касается не только инфраструктуры, но и формирования ставок экспедиторов.
Транзит контейнеров между Китаем и Европой за 9 месяцев превысил показатели за весь 2019 год, отмечают в РЖД. Рост объемов транзита вызван конкурентоспособными ценовыми условиями, расширением спектра и повышением качества услуг, а также диверсификацией транзитных маршрутов.
В январе – сентябре текущего года по сети РЖД во всех видах сообщения было перевезено более 4,2 млн груженых и порожних контейнеров. Но дальнейшая положительная динамика грузопотока, идущего через страны СНГ, возможна только при создании ряда необходимых технологических и логистических условий.
В настоящее время логистические технологии, позволяющие получить максимальное удобство от контейнерных перевозок, в основном используются при отправках ускоренных контейнерных поездов. Повысить эффективность перевозок предлагается за счет целого ряда механизмов. Каких именно – в
материале «Контейнер: как подобрать логистический ключик?».
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер
Автор: Виктория Зайцева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.