Показатель «стоимость услуг РЖД» сократился на 13 баллов (с 51 в III квартале 2021 г. до 38 в III квартале 2022 г.). Уровень в 38 баллов – это рекордно низкий показатель за период с 2016 по 2022 год (предыдущий рекорд в 40 баллов был зафиксирован в предыдущем квартале, и он побит). Никогда за всю историю наблюдений рынок не относился так негативно к тарифной политике РЖД.
И это неудивительно. В этом году тарифы ОАО «РЖД» уже повышались дважды. Сначала с 1 января 2022 года на 6,8% (в том числе 5,8% – сама индексация и 1 п. п. – увеличение дополнительной целевой надбавки на компенсацию расходов по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с 2 до 3%). Затем с 1 июня 2022 года тарифы РЖД были повышены еще на 11% по отношению к уровню января – мая 2022 года. Таким образом, рост тарифов РЖД к уровню прошлого года составил 18,6%.
А теперь еще обсуждается индексация на 2023 год, и там рост ожидается еще примерно на 10%, в том числе 8 п. п. собственно индексация, но кроме того, еще 2 п. п. роста произойдет за счет увеличения надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры (соответствующий коэффициент вырастет с 1,03 до 1,05). Во всяком случае по состоянию на ноябрь именно эти предложения ОАО «РЖД», включая изменение надбавки, обсуждаются регуляторами, но поскольку обсуждение приказа об индексации должно продолжаться до 6 декабря, пока с 100%-ной уверенностью нельзя назвать точную цифру увеличения тарифа.
Таким образом, рост за два года на 30% (1,186*1,10 = 1,30) – это существенное увеличение транспортных расходов грузовладельцев.
Еще два фактора, которые повлияли на снижение общего показателя, – это «оперативность согласования заявок» ГУ-12 и «соблюдение сроков доставки».
Оценка оперативности согласования заявки рухнула на 14 пунктов (с 66 баллов в III квартале 2021 г. до 52 баллов по итогам III квартала 2022 г.), а оценка показателя «соблюдение сроков доставки» упала на 17 п. (с 63 до 46 соответственно).
Ухудшение этих двух показателей связано со сложностями адаптации транспортного рынка к изменению направлений движения грузопотоков, связанных с переориентацией грузов с северо-западного направления на южное и восточное.
Рост грузооборота на фоне снижения погрузки говорит о том, что средняя дальность перевозок выросла (в процессе адаптации к новым условиям), что привело к повышенной загрузке отдельных направлений (востока и юга главным образом) и повлияло на соблюдение соков доставки.
Степень загрузки инфраструктуры по достижению определенного уровня отрицательно сказывается на скоростях доставки и приводит к замедлению оборота вагона (а также негативно влияет и на многие другие параметры перевозки, включая участковую и технические скорости), в том числе из-за увеличения простоев на технических станциях.
Таким образом, как технологические, так и экономические аспекты работы ОАО «РЖД» пользователями железных дорог оцениваются крайне негативно второй квартал подряд.
Любопытно, что на фоне неудовлетворенности работой ОАО «РЖД» растет оценка грузоотправителями и грузовладельцами ценовой политики операторов подвижного состава. То есть даже в кризисных условиях государственно-монопольный сектор и сектор, где работают частные компании в условиях конкуренции, оцениваются пользователями совершенно по-разному.
Это позволяет понять, какие институциональные особенности (форма собственности, степень конкуренции и т. д.) приводят к положительным результатам, а какие к отрицательным. Причем не только в спокойных условиях, но и в экстремальных.
Фарид Хусаинов,
к. э. н., эксперт НИУ ВШЭ
Напоминаем, что вопросы, связанные с качеством услуг железнодорожного транспорта, будут подробно обсуждаться на XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Мероприятие состоится 7 декабря 2022 года в г. Москве в отеле «Золоте кольцо» (Смоленская ул., д. 5) с возможностью онлайн-подключения.
Ежегодно конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. Кроме того, дискуссии в ходе деловой программы позволяют обсуждать важные для участников рынка перевозок вопросы с представителями регуляторных органов, экспертами и коллегами по отрасли.
Организатором конференции традиционно выступает журнал РЖД-Партнер. Дополнительная информация о мероприятии размещена на специальной странице мероприятия
по ссылке. Детали и условия участия можно также уточнить по тел. +7 (812) 418-34-90 и электронной почте
conf@rzd-partner.ru.
Краткие версии исследования
здесь.
Полная версия выпуска исследования за III квартал 2022 года доступна в
личном кабинете.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.