Для повышения скорости движения необходимо иметь соответствующую скоростную инфраструктуру (пологие стрелки, верхнее строение пути, систему централизации и блокировки и т. д.). Для повышения грузоподъемности необходимо иметь соответствующую нагрузкам инфраструктуру (искусственные сооружения, верхнее строение пути и т. д.). Отсюда и потребность в вагонах и локомотивах (скоростных или тяжеловесных).
Совместить скорость и грузоподъемность очень дорого. Текущие поручения толкают РЖД и производителей в сторону повышения веса поезда.
Вагоностроители уже ответили новой линейкой вагонов, локомотивостроители – аналогично представили новые серии локомотивов, которые готовы возить поезда повышенной массы. Следующий виток – экология. Зеленые металлы для производства вагонов, экологически чисто топливо для локомотивов, современная эргономика для машиниста и т. д.
Усовершенствование ограничено функцией предельной стоимости вагона, локомотива и инфраструктуры. Здесь возможности операторов и РЖД не безграничны.
Спрос на инновационные вагоны стабилен, но ограничения по их использованию на инфраструктурах сдерживают покупки. Локомотивы сегодня имеют стабильный спрос и ограничены больше фактором широты модельной линейки и максимального объема производства.
Что касается влияния на железнодорожную инфраструктуру, которое оказывает эксплуатация усовершенствованных моделей вагонов и локомотивов, сегодня оценку влияния на текущую инфраструктуру исследуем заново. Есть серьезные основания для выводов, что есть технологический конфликт.
Однако это не значит, что завтра ОАО «РЖД» перестанет допускать такие вагоны на свою инфраструктуру. Это будет точкой начала поиска нового компромисса, тем более есть соответствующие поручения президента РФ.
Автор: Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.