В результате в 2021 году, когда на мировом рынке спрос на уголь подскочил благодаря разразившемуся в Китае энергетическому кризису и цены на него пошли вверх, наглядно проявилась парадоксальная ситуация: из-за дефицита пропускной способности на Восточном полигоне портовые мощности оказались недозагруженными. Подобная ситуация формировалась не один год подряд и теперь принесла ощутимые плоды, только негативные, а не позитивные, как хотелось бы.
Если говорить о главных факторах, которые способствовали затягиванию сроков реализации проекта в этом году, их было два. Нехватка рабочих и подорожание материалов, используемых в рамках I этапа модернизации Восточного полигона. Дефицит персонала был заложен довольно давно за счет ставки на труд мигрантов, которым можно платить меньше, чем россиянам. После же вспышки пандемии коронавируса произошел их отток и быстрой замены таким рабочим не нашлось. Если бы изначально привлекались квалифицированные рабочие с хорошей оплатой их труда, подобного бы точно не случилось.
Роста цен на строительные материалы, особенно металлопродукции, никто не ожидал, и он ощутимо ударил по стоимости I этапа. Естественно, в таких условиях нельзя взять и пересмотреть сметы, быстро найти дополнительное финансирование.
Главные моменты, необходимые для быстрого претворения в жизнь II этапа, – стабильное финансирование в необходимом объеме, грамотная организация предусмотренных работ, контроль за затратами и обеспечение трудовыми ресурсами. Рецепты самые простые.
Если подорожание стройматериалов продолжится, несомненно, придется изыскивать средства для их закупки.
Автор: Леонид Хазанов, промышленный эксперт
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.