+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.02.2023 17:13:24
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

РЖД всегда будут оставаться в выигрыше в штрафном поединке с грузоотправителями

Практика штрафных санкций для контроля выполнения взаимных обязательств – одна из самых широко распространенных мер в бизнесе, один из ключевых элементов системы сдержек и противовесов.
РЖД всегда будут оставаться в выигрыше в штрафном поединке с грузоотправителями
Почему РЖД все устраивало в теме взаимных штрафных санкций с грузоотправителями на протяжении более чем 20 лет? Почему все это время никто не пытался заняться усовершенствованием практики применения штрафов, детализацией обязательств и, наконец, поэтапным ростом выплат?!

Да потому, что в нашем случае это элементы все той же знакомой до глубины души мизансцены «кролик и удав». И она разворачивается на наших глазах в процессе взаимодействия частного грузоотправителя (кролика) с мощнейшей госмонополией (удавом). Можно долго выяснять отношения, предъявлять претензии, судиться по размерам штрафов и срокам их выплаты, но в итоге можно довыпендриваться и… вообще никуда не поехать. Удав без лишних усилий проглотит особо суетливого кролика. Другими словами, у монополии всегда припрятан за пазухой «гаечный ключ» для управы на «заигравшегося в штрафы» грузоотправителя.

Однако на практике все понимают, что инструмент этот все-таки нужен. У многих грузоотправителей не предъявленные РЖД штрафные претензии могут доходить до миллионных сумм. И отрадно, что этот небольшой рычаг давления на железнодорожную «глыбу» все же существует. Но назвать его полноценным инструментом регулирования отношений между перевозчиком и его клиентами, конечно, нельзя.

Безусловно, РЖД всегда заведомо будут оставаться в выигрыше в этом штрафном поединке, так как обладают значительным объемом уловок, как выйти сухими из воды. Всегда можно оформить приемку груза сегодня, но только на бумаге, получить отказ с подъездного пути из-за пересортировки и т. д.

Поэтому возникает справедливый вопрос: что произошло и почему именно сейчас в правительстве возникла идея пересмотреть сложившийся порядок вещей? Ведь пятикратный размер штрафа реально ломает чуть ли не вечный устой.

Очевидно, что инициатором идеи выступают РЖД, а причина – толкучка на Восточном полигоне. Если рассуждать более детально, то дефицит проездных мощностей приводит к тому, что грузоотправители подают большее количество заявок, чем их необходимо в реальности. При этом они априори принимают в расчет возможные штрафные обязательства как меньшее из зол по сравнению с невывозом своей продукции.

Скорее всего, такая мера приведет к снижению запросов на «заказ с запасом» для массовых низкодоходных грузов, так как это может увеличить их транспортные затраты.

Для металла, контейнерных перевозок, других грузов второго и третьего тарифных классов повышение штрафов вряд ли скажется на том, чтобы они начали формировать более точные заявки на перевозку. Тут и объемы меньше, и штраф относительно тарифа менее значим. Но зато эта мера стимулирует «крупняк» более тщательно относиться к требованию штрафов с РЖД за невывоз.

В таком балансе в денежном выражении РЖД скорее ничего не потеряют (помним метафору «кролик – удав», где у РЖД инструментов ПОдавления, если понадобится, побольше). Но в репутационном плане РЖД безусловно окажутся в выигрыше, сократив хотя бы формальный экстраспрос на перевозку в восточном направлении.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions