И картина эта заключается в резком росте. Нами была посчитана себестоимость грузовых перевозок с учетом всех остальных издержек операторов, грузовладельцев, которые пользуются услугами международного транспорта. И мы получили рост в ценах 2019 года в 2,44 раза. То есть каждый пользователь услуг в условиях отсутствия структурных реформ мог бы сегодня платить почти в 2,5 раза меньше по транспортным издержкам.
Среди основных причин такого роста – мозаичная система управления в самом РЖД, то есть постепенное выделение и сепарация высоко- и низкодоходных сегментов. Второе – технологическое разделение. И третье – максимальное насаждение института посредничества, то есть тех структур, которые, не создавая добавленную стоимость, оттягивают на себя существенную часть доходов, создавая локальные расходные зоны для грузоотправителей.
В этих условиях, даже если бы у нас были высокие инвестиции в реальный сектор экономики, предприятия этого сектора оказались бы неконкурентоспособными по отношению к любой импортной продукции именно потому, что затраты в сфере естественных монополий базово выше в структуре общих затрат.