Если мы возьмем остальные аспекты, то какая преобладает тенденция в отношении естественных монополий? Первое – это отношение к самим естественным монополиям как к фундаменту, основе функционирования основных отраслей экономики. То есть естественные монополии не могут быть сами по себе и рассматриваться как бизнес-структуры, которые созданы для того, чтобы зарабатывать средства, – они созданы для того, чтобы обеспечивать эффективное функционирование остальной экономики. Если мы посмотрим на то, что произошло в РФ с реформированием естественных монополий, то мы увидим обратную картину.
И картина эта заключается в резком росте. Нами была посчитана себестоимость грузовых перевозок с учетом всех остальных издержек операторов, грузовладельцев, которые пользуются услугами международного транспорта. И мы получили рост в ценах 2019 года в 2,44 раза. То есть каждый пользователь услуг в условиях отсутствия структурных реформ мог бы сегодня платить почти в 2,5 раза меньше по транспортным издержкам.
Среди основных причин такого роста – мозаичная система управления в самом РЖД, то есть постепенное выделение и сепарация высоко- и низкодоходных сегментов. Второе – технологическое разделение. И третье – максимальное насаждение института посредничества, то есть тех структур, которые, не создавая добавленную стоимость, оттягивают на себя существенную часть доходов, создавая локальные расходные зоны для грузоотправителей.
В этих условиях, даже если бы у нас были высокие инвестиции в реальный сектор экономики, предприятия этого сектора оказались бы неконкурентоспособными по отношению к любой импортной продукции именно потому, что затраты в сфере естественных монополий базово выше в структуре общих затрат.
Автор: Александр Синев, президент ООО «Институт развития транспортных систем»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.