Унифицировать тарифы можно разными способами – снижать их до уровня более дешевого способа перевозки; повышать до более дорогого; поэтапно выравнивать до среднего уровня. Традиционным всегда был третий способ, так как только он соответствует балансу интересов сторон. Первый влечет потери доходов перевозчиков, второй – всегда не в пользу грузоотправителей и операторов конкретного вида подвижного состава.
Равные условия могут быть достигнуты только путем поэтапного выравнивания тарифов до среднего уровня в течение 2–3 лет, особенно если речь идет о разнице в 2,8 раза. Тогда у грузоотправителей и операторов будет время спланировать и осуществить переключение на другой подвижной состав, если такое переключение обосновано объективными причинами. Как должен быть обоснован и целевой уровень унификации.
Непременным атрибутом подготовки к тарифному решению всегда было его экономическое обоснование. Влияние на перевозчика, грузоотправителей, операторов. В данном случае необходимы: оценка неизбежного уровня снижения объемов перевозок в контейнерах-платформах; прогноз переключения части объемов перевозок на универсальные вагоны/контейнеры; понимание готовности операторов предоставить замещающий контейнеры-платформы подвижной состав; разработка поведенческих условий в отношении динамики операторских ставок на такой подвижной состав.
В последнее время отсутствие именно экономического, а не декларативного обоснования под конкретные тарифные решения, к сожалению, уже стало правилом. В интересах всех вернуться в правовое поле, иначе тарифное регулирование окончательно превратится в «бои без правил».
Автор: Александр Синев, президент Института развития транспортных систем
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.