Таким образом, лесные грузы, в частности круглые лесоматериалы (кругляк), могут перевозиться штабелями леса одного размера навалом или в упакованном виде в грузовых вагонах с соблюдением весовых характеристик по трафарету вагона.
Т. е. обмер возможен по-прежнему.
Если говорить об экспорте круглых лесоматериалов, то согласно ст.ст. 5, 19 СМГС определение массы груза при международных грузоперевозках производится в соответствии с правилами национального законодательства страны грузоотправителя. Соответственно СМГС тоже не запрещает определять массу обмером.
Вышеназванная телеграмма ОАО «РЖД» от 05.08.2020 г. является попыткой применить существующие нормы законодательства (ст. 26 Устава ЖДТ) с целью ограничения определенной деятельности в интересах государства (озвучено – сохранение леса). При этом, в телеграмме есть правовые сложности для ОАО «РЖД», т. к. ст. 26 Устава ЖДТ является диспозитивной, учитывая, что в ней есть фраза «может повлечь…». Т. е. статья 26 Устава ЖДТ не устанавливает императивный порядок, а говорит об определении массы (объем, вес и пр.) при отлагательных условиях, которые нужно дополнительно доказывать. Соответственно, ОАО «РЖД» остается использовать только «рычаг» взвешивания, т. к. согласно ст. 27 Устава ЖДТ Перевозчик (ОАО «РЖД») вправе в любое время, на станции отправления, в пути следования или на станции назначения проверять достоверность массы любого груза. Это действенный на сегодня механизм, который как минимум позволяет останавливать лесной груз, для выяснения обстоятельств наличия или отсутствия превышения грузоподъемности вагонов, в порядке ст.ст. 98, 102 Устава ЖДТ. Но данный механизм ограничен штрафом, если есть превышение трафарета вагона, но полная остановка круглых лесоматериалов, в соответствии со ст. 26 Устава ЖДТ, может быть признана незаконной.
Считаем, что если данный спор дойдет до суда, а это наверняка произойдет, то при определении убытков пострадавших сторон, основному судебному исследованию будет подлежать п. 30 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.12.2016 г. № 374. Согласно п. 30 данных Правил прием лесных грузов к перевозке навалом, с определением массы по обмеру, не запрещен.
В любом случае, в соответствии со ст.ст. 25, 119 Устава Железнодорожного транспорта РФ, каждая спорная ситуация, в том числе по остановке лесных грузов, будет рассматриваться, исходя из конкретных обстоятельств, указанных в акте общей формы, в коммерческом акте или в ином акте ОАО «РЖД». Будут учитываться род подвижного состава, наименование и вес груза, а также иные данные перевозочных документов и условия фактических обстоятельств остановки, удержания и/или непринятия груза.