В целях сдерживания роста экспортных отправок правительством РФ в начале февраля 2021 года были утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из страны за пределы государств – участников соглашения о Таможенном союзе, что в том числе способствовало сокращению отправок зерновых на экспорт. Например, по итогам марта 2021-го погрузка на экспорт относительно 2021 года сократилась на 7%.
В настоящий момент, несмотря на принятые меры, отправки на экспорт продолжают расти. По итогам 6 месяцев этого года экспортные отправки увеличились более чем на 17%, а в июне – более чем в 2 раза по отношению к июню прошлого года.
С июня 2021-го правительством РФ введен в действие механизм зернового «демпфера». Он предусматривает плавающую пошлину на вывоз из России основных зерновых культур, которая зависит от цены на мировом рынке. Кроме того, введен механизм возврата уплаченных экспортерам пошлин на зерно обратно в сельское хозяйство.
Зерновой «демпфер» будет функционировать совместно с принятыми ранее квотами на экспорт зерна, а при превышении квоты существенно увеличиваются пошлины (50% от таможенной стоимости или не менее €100 за 1 т). Предпринятые меры способствовали перераспределению поставок зерна между рынками сбыта, что выразилось в увеличении отправок во внутреннем сообщении. По итогам 6 месяцев погрузка на внутренний рынок выросла более чем на 10%.
В последнее время происходит активная контейнеризация зернового рынка: за 6 месяцев 2021 года перевозки зерна в контейнерах увеличились в 4 раза. Отчасти такая динамика связана с локальным дефицитом подвижного состава (зерновозов), поэтому грузоотправители используют альтернативное средство транспортировки.
Что касается динамики грузовой базы зерна по итогам 2021 года, то объем погрузки зерна будет зависеть от урожая. Высока вероятность сокращения сбора зерновых из-за неблагоприятных погодных условий, а именно засухи. Уже сейчас в некоторых регионах страны аграрии сообщают, что пострадало до половины их посевов.
Таким образом, неблагоприятные погодные условия приведут к сокращению сбора зерновых и, как следствие, снижению уровня погрузки зерна на железнодорожном транспорте. Однако если погодные условия в дальнейшем будут благоприятными, то можно ожидать, что погрузка останется как минимум на уровне 2020 года или превзойдет его.