На сети РЖД сокращаются объемы перевозок (прогнозируется -3,1% в 2023 году по отношению к 2021-му – 1354,5 и 1397,5 соответственно), но вырос грузооборот. Отсюда – требуется физически больше вагонов, поэтому парк продолжает расти. Кроме того, драйвером спроса выступает рост оборота вагона – +1-2 суток по причине увеличения логистического плеча, комплексных изменений в логистике.
«Рост оборота вагона – тревожный показатель, который дает нам колоссальный спрос на подвижной состав, более 50 тыс. единиц. Вся годовая программа вагоностроения закрывается изменением этого параметра», – говорит Георгий Зобов.
Меняется и структура спроса на технику. Так, например, снизилась перевозка угля, а за ним произошло снижение по полувагонам, и даже увеличение оборота вагона не компенсировало падение этого спроса. Резкое снижение спроса на платформы обусловлено сокращением экспортных и транзитных перевозок. Вагоностроители были вынуждены адаптировать производственные программы на выпуск хопперов и цистерн. Первые актуальны ввиду освоения высоких объемов урожая зерновых (при общем снижении перевозок достигнуты рекорды по перевозке зерна (+38,8%, или 11,5 млн т) и удобрений (+14,3%, или 9,7 млн т), а вторые – ввиду перераспределения грузовой базы, увеличения логистического плеча.
«По топовым позициям спроса участники рынка перестроились, например, с платформ на хопперы, поэтому мы падения не видим, как его и ни прогнозировали», – отмечает эксперт.
Общий прирост рынка подвижного состава за 8 месяцев 2023 года к АППГ составил 23,5% – с 32,1 до 39,6 тыс. единиц. По словам Георгия Зобова, ожидается производство 56–60 тысяч вагонов до конца года. В этом случае потребности рынка будут удовлетворены.
Автор: Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.