По словам эксперта, в совокупности есть два варианта субсидирования: развитие инфраструктуры или компенсация услуг. Это серьезный выбор для страны, поскольку попытка угнаться за двумя зайцами, как, например, происходит в Норвегии, представляет собой нерациональное использование ресурсов. Для инфраструктурных отраслей альтернативой субсидирования текущей деятельности являются государственные инвестиции в инфраструктуру. «Для России других вариантов нет. Субсидирование необходимо, но оно должно идти в инфраструктуру, а не в текущую деятельность», – подчеркнул Н. Кульбака.
Отдельно стоит рассматривать субсидирование экспорта. Как оценивает эксперт, для отраслей, ориентированных на экспорт, прямое субсидирование необходимо заменять набором мер государственной политики. Это потребует создания благоприятных внутренних условий для потенциальных экспортеров (с точки зрения инфраструктуры, регулирования, доступа к финансированию, страхования, налоговой политики) и укрепления стратегического сотрудничества между частными и государственными субъектами и сотрудничества между производителями, экспортерами и директивными органами.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 










