– По нашей оценке, по итогам совещания выиграли угольные компании Кузбасса. От президента страны и правительства Российской Федерации есть четкий посыл о необходимости обеспечить вывоз угля из Кузбасса в направлении Дальнего Востока. Якутия была отодвинута на второй план, а предложения по схеме «вези или плати» отправлены на проработку, результат которой еще не ясен.
– Если говорить о Якутии, насколько рост угольной отрасли Якутии в целом может повлиять на развитие инфраструктуры Восточного полигона?
– Вопрос роста отгрузок якутского угля глобально не влияет на проблемы Восточного полигона. Все критические точки находятся до точек выхода якутского угля на БАМ и Транссиб. Сегодня якутский уголь выходит на Восточный полигон без особых проблем. Естественно, рост этих отгрузок может оказать давление на отгрузки из Кузбасса. Но пока этот риск минимален, а запаса прочности пропускной способности восточной части Восточного полигона достаточно.
– Минтранс России уже доложил о готовности проекта поквартального графика этапов строительства Восточного полигона с показателями пропускной и провозной способности, предельной средней массы грузового поезда во всех деталях. Насколько это решение физически выполнимо? Как оптимально администрировать процесс?
– Разработать график – часть процесса. Важно организовать работу с исполнителем работ на Восточном полигоне, достичь нужного качества работ. Первый этап модернизации БАМа и Транссиба сдвинулся на 5 лет – где-то по объективным причинам, где-то по субъективным. Только организация контроля работ на местах позволит обеспечить выполнение графика.
Из московских офисных окон Тынду не видно, что позволяет местным структурам не выполнять планы. Сейчас важно заново выстроить вертикаль управления данным проектом. Основные критические точки всем известны. Передача функции управления проектом заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину позволяет надеяться, что новый взгляд на проект обеспечит его реализацию в установленные сроки.
Самое важное – сократить количество участников процесса от заказчика до исполнителя. Это позволит, с одной стороны, снизить затраты, с другой стороны – повысит рентабельность проектов для подрядчиков.
– На днях председатель правительства Михаил Мишустин поручил кабинету министров совместно с РЖД подготовить детальный план мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке с учетом предложений главы «Роснефти» Игоря Сечина. Председатель правительства распорядился проработать при этом источники финансирования. Но подобные поручения давались неоднократно. Какие факторы, на Ваш взгляд, в этот раз могут оказать влияние на ход этого поручения?
– В вашем вопросе три аспекта. Аспект первый. Михаил Мишустин на совещании в Кузбассе дал поручение готовить детальный план. Источники финансирования сбалансированы в финплане РЖД с 2021 по 2023 год. Имеются разрывы в финплане 2024–2025 гг., по ним Мишустин дал поручение готовить предложения к маю 2021-го.
Аспект второй. Председатель правительства РФ спросил участников совещания о том, что им необходимо для выполнения поставленной задачи. Все пожелания должны быть учтены, поэтому невыполнение данного поручения грозит серьезной ответственностью, включая кадровый вопрос.
Аспект третий. Остался незакрытым вопрос объемных показателей. В различных документах объемы угля по Восточному полигону разнятся. Игорь Сечин, например, считает, что протокол комиссии по ТЭКу, где он ответственный секретарь, важнее документов, утвержденных президентом и правительством РФ. С учетом того, что данный вопрос с начала года находится в активном медийном пространстве, Михаилу Мишустину необходимо приложить усилия для его решения и отчета перед президентом страны.
– На совещании 2 марта президент также обозначил ориентир – к 2024 году в восточном направлении необходимо обеспечить как минимум плюс 30% перевозок угля по сравнению с 2020-м – это 68 млн т. Насколько эти показатели достижимы? От каких факторов они будут зависеть в первую очередь?
– В первую очередь это зависит от самих угольных компаний и международной конъюнктуры. Во вторую – от дополнительных мощностей по электроэнергетике. В третью очередь – от технико-технологических решений, и только в конце – от модернизации самой инфраструктуры. И да, это реальные цифры.
– По заверению главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова, в этом году закончится строительная часть первого этапа развития Восточного полигона. Насколько реальны эти планы в настоящее время? Насколько необходимо дополнительное финансирование первого этапа?
– У Олега Белозерова нет вариантов, первый этап должен быть завершен в этом году. Это его KPI. Кроме того, это KPI Марата Хуснуллина, который точно не захочет оказаться крайним (как управляющий проектом). Финансирования в финплане и инвестпрограмме достаточно. Сегодня имеется дефицит рабочей силы и профессиональных участников строительства в регионе. Это привело к привлечению военных к строительству БАМа и Транссиба. Хочется выразить надежду, что внимание высших должностных лиц и смена управляющего проектом приведут к конкретным результатам.
Беседовала Наталья Гусаченко