– Олег, в конце прошлого года заявлялось: к 2030-му инфраструктура БАМа и Транссиба должна пропускать до 240 млн т, а еще через 5 лет объем увеличится еще на 60 млн т. Сейчас этим планам не суждено реализоваться?
– Почему же? Да, основной железнодорожный перевозчик России пока только анализирует последствия санкций и изменения курса национальной валюты на свои бизнес-процессы. Но на сегодняшний день дать точный прогноз, как снижение курса рубля, отказ международных компаний от железнодорожного сообщения и транзита грузов по территории РФ повлияют на логистику, невозможно. Более того, правительство России реализует меры поддержки транспортной отрасли, и это тоже важный фактор, который сказывается на точности прогнозов.
Однако единственное, в чем уверен владелец инфраструктуры, – санкции не заставят его отказаться от развития железнодорожной инфраструктуры России. РЖД никогда не откажутся от реализации приоритетных проектов, которые повысят ВВП страны, это, например, экспортные и импортные перевозки, а также транзит по Транссибу и БАМу.
Подчеркну, санкции вступят в силу только 12 апреля 2022 года. И только с этого момента объемы валютных средств для финансирования инвестиционной программы, в рамках которой в том числе реализуется проект расширения Транссиба и БАМа, будут минимизированы.
– И если к этому моменту санкции не отменят, то от реализации каких проектов РЖД откажутся?
– Практически от всех проектов, не связанных с организацией транспортировок грузов и пассажиров. Так, приостанавливается реализация консалтинговых, научно-исследовательских проектов.
Однако, остановлюсь еще раз, сохранят финансирование реализации особо значимых проектов – строительства новых веток Московских центральных диаметров, Северного широтного хода и, главное, расширения БАМа. Есть решение выделить 363 млрд руб. из Фонда национального благосостояния.
– Решения по финансированию строительства ВСМ за счет Фонда нацблагосостояния нет?
– Решения пока нет. Выделение 468 млрд руб. на строительство ВМС обсуждается, но это пока под вопросом.
Власти Санкт-Петербурга намерены реализовать некоторые проекты самостоятельно: продолжается строительство Западного скоростного диаметра, аэропорта Пулково, метро и Широтной магистрали скоростного движения за счет регионального и городского бюджетов.
– Санкции практически разрушили привычные логистические цепочки. В такой сложной ситуации реализация какого именно проекта считается наиболее перспективной?
– Импорт и экспорт из Азии. В ближайшие месяцы именно на это направление будут переориентированы все грузоперевозки по железным дорогам.
– А что с транзитом? Ранее заявлялось, что он в направлении Азия – Европа к 2027 году вырастет в 4 раза.
– Прогноз, скорее всего, не оправдается.
– Ожидаете ли Вы банкротств среди участников рынка?
– Да. Под ударом логистические компании, деятельность которых заключалась в партнерстве с Украиной.
Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.