– Александр Николаевич, о каких мерах реализации долгосрочной государственной тарифной политики идет речь?
– Прежде всего имеется в виду исполнение целого ряда новых норм, внесенных в постановление правительства Российской Федерации № 643, которое регулирует вопросы тарифообразования на железнодорожном транспорте. Де-факто речь идет о новой регуляторной модели, в которой увязываются в единую цепочку функции планирования, контроля и корректировки (при необходимости) решений в части тарифов, программ развития и инвестиций в долгосрочной перспективе. Более детальную регламентацию в части норм права и методологии получил процесс взаимодействия органов регулирования и ОАО "РЖД". Так, в этой модели Минтранс России получает прозрачный методический инструментарий контроля в сфере планирования и реализации программ развития. Только при согласованных, выверенных параметрах инвестиций соответствующие затраты могут включаться ФАС России в экономически обоснованные расходы и норму прибыли при формировании тарифов. При этом рост тарифов органичен правительством РФ по формуле "инфляция минус". Необходимо отметить, что такое решение в виде распоряжения высшего органа исполнительной власти принято в новейшей истории впервые.
Именно такой комплексный подход минимизирует риски дисбаланса и между инвестициями и тарифами.
– А какие меры позволят, на Ваш взгляд, исключить риски превышения платежеспособного спроса в сфере грузовых тарифов?
– В новой регуляторной модели предусмотрен целый арсенал решений, направленных на изыскание прежде всего внутренних резервов компании за счет оптимизации планирования, взаимодействия подразделений, закупки, распределения и использования ресурсов. К таким решениям относятся:
– совершенствование правил определения и применения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов, стимулирующие увеличение грузовой базы;
– разработка долгосрочной финансовой модели ОАО "РЖД" с разделением доходов и расходов по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и дорогам с целью повышения прозрачности контроля и повышения стабильности при принятии упреждающих управленческих решений;
– изменения в порядок раздельного учета доходов и расходов ОАО "РЖД" для перехода к учету, планированию и контрактации ресурсов в разрезе ЦФО, видов и географии деятельности;
– разработка системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) для мониторинга эффективности использования активов и фондоотдачи; сохранности и технического состояния основных средств; финансовых показателей по ЦФО;
– принятие решений по ежегодной корректировке бюджетов ОАО "РЖД" и дочерних обществ и тарифной политики только с учетом вышеуказанных КПЭ;
– перспективный переход на систему внутрикорпоративного заказа услуг между соответствующими подразделениями компании;
– оптимизация конкурсных процедур при осуществлении закупок основных производственных активов, в том числе на основании критерия минимальной совокупной стоимости владения (полезного использования), совершенствование методической базы определения закупочных цен.
Перечисленные меры призваны обеспечить сбалансированный, комплексный подход к инвестициям и тарифообразованию.
– То есть недавнее заявление главы холдинга Олега Белозёрова о том, что инвестпланы на 2018 год будут пересмотрены в сторону увеличения, не должно беспокоить грузоотправителей?
– В конечном итоге железнодорожный транспорт для базовых отраслей промышленности является своеобразной кровеносной системой. Его стабильное функционирование просто необходимо для осуществления нормальной экономической деятельности. Поэтому опасаться наращивания инвестиций в транспортную систему жизнеобеспечения экономики все равно, что отказываться от необходимой терапии при угрозе инфаркта. А состояние износа основных фондов сравнимо именно с таким диагнозом. Поэтому инвестиции необходимы как воздух. Риски же роста тарифов минимизированы комплексными решениями, принятыми правительством РФ и мерами, реализуемыми Минтрансом и ФАС.
Беседовала Оксана Перепелица
Автор: Александр Синев, президент Института развития транспортных систем
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.