– Какие планы у ОАО «РЖД» намечены на 2022 год?
– Планы огромные, заявлено о ремонте 14,8 тыс. км железнодорожных путей, реконструкции более 900 км контактной сети, обновлении искусственных сооружений, устройств электроснабжения, автоматики и телемеханики. Скорее всего, государственные средства будут вложены в проекты расширения провозной способности БАМа и Транссиба – к 2024 году этот показатель должен увеличиться до 180 млн т. Помимо этого, планируется нарастить перевозки контейнеров до 1,66 млн TEU и пассажирооборот Центрального транспортного узла – до 824,5 млн человек.
Чтобы выполнить эту задачу, в 2022 году компания-перевозчик планирует индексировать тарифы почти на 7% на пассажирские перевозки и на 5,8% – на грузовые. Индексация намечена и на два последующих года.
– Но подождите, накануне правительство России заявило о субсидировании развития железных дорог – около 140 млрд руб.
– Правительство РФ 2 декабря одобрило инвестиционную программу по развитию железных дорог страны в размере 3 трлн руб. Двухлетняя программа стартует в 2022 году. Согласно условиям программы, 1 трлн из них будет привлечен из четырех источников: повышение тарифов для грузоперевозчиков на 5,8%, продажа непрофильных активов, докапитализация холдинга – главного железнодорожного перевозчика России, а также средства из Фонда национального благосостояния.
Также в ближайшие годы в уставный капитал холдинга должна войти государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, которая в партнерстве с коммерческими банками занимается финансированием проектов, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, социальной сферы, укрепление технологического потенциала и повышение качества жизни.
– Как железнодорожная монополия, согласно опыту предыдущих лет, отрабатывает инвестиции?
– Инвестиции, вложенные в реализацию проекта по расширению пропускной способности БАМа, в 2021 году реализованы на 84%, в денежном эквиваленте – 89 млрд руб. из оплаченных 134 млрд руб. Оставшиеся 45 млрд руб. будут использованы в 2022-м, так как из-за летних паводков на Дальнем Востоке возникли сбои в доставке материалов, техники, рабочей силы и выполнении строительных работ. Помимо этого, причиной смещения сроков стали ковид-ограничения, которые привели к подорожанию ресурсов. В итоге стоимость таких работ, как прокладка дорог, увеличилась на 5,5%, мостов – на 12,54%, энергообъектов – на 13%.
– Это говорит о том, что инвестиции отрабатываются не в полном объеме?
– Это говорит о том, что компании – основному железнодорожному перевозчику России необходимо иметь инвестиционный запас на случай подобных незапланированных корректировок. Например, только из-за роста цен на дорожно-строительные материалы число необходимых вложений в реализацию проекта возросло на 8% – до 777 млрд руб., а с учетом роста цен на оборудование и увеличения заработной платы – до 838,3 млрд руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.