• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.23 -0.34 EUR ЦБ РФ 70.43 -0.03
    BTC 7215.15 usd BTC 453400.03 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2019 10:14:26
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Два века на пути инноваций

2 декабря (по новому стилю) исполняется 210 лет со дня основания Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ПГУПС). Старейший транспортный вуз страны известен своими научными разработками, среди которых приоритет традиционно был отдан железнодорожному транспорту и его инфраструктуре. Об этом и состоялся наш разговор с ректором ПГУПС Александром Панычевым.
Два века на пути инноваций
– Александр Юрьевич, какую роль в инновационном развитии системы железнодорожных перевозок играет отраслевая наука?

– Отраслевая транспортная наука была и остается драйвером всех инноваций и инструментом их реализации. Отраслевые научные центры на базе железнодорожных вузов и НИИ в силу своей тесной связи с транспортными процессами и имеющегося колоссального опыта решения реальных производственных задач, по сути, являются уникальными центрами компетенций, столь необходимых для развития железных дорог, причем не только у нас, но и за рубежом. Так, на базе нашего университета в 2019 году по решению Попечительского вуза, возглавляемого генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым, создан научно-образовательный центр «Инновационные технологии на железнодорожном транспорте».

Роль отраслевой науки можно определить по формуле «НИОКР плюс трансфер наукоемких технологий и продуктов полного инновационного цикла равняется бизнес-решения под ключ». При этом отраслевая наука формирует ключевые бизнес-компетенции, основанные на современных знаниях, а также уникальные интеллектуальные продукты. Поэтому и темпы инновационного развития компании «РЖД» во многом определяются прорывными идеями транспортной науки.

Системный подход к развитию железных дорог

– Насколько важен системный подход в решении проблем, стоящих перед железнодорожной отраслью, для проведения дальнейших преобразований в ней? Чем здесь может помочь отраслевая наука?

– Системный подход, безусловно, важен в решении всех задач, стоящих перед железнодорожной отраслью. Системный подход часто упоминается холдингом «РЖД» в связи с задачами организационного развития: к решению проблем компании, проведению изменений, построению бизнеса.

Например, сейчас железная дорога работает в условиях цифровой трансформации. Это означает не только появление новых функциональных задач, но и совершенно новых объектов управления: интеллектуальных транспортных систем, блокчейна, Больших данных.

Требуется, таким образом, не только их идентификация, но и всестороннее изучение, рассмотрение этих систем в составе более крупных, их декомпозиция и конфигурирование, поиск оптимальных решений по проектированию и управлению ими. Все перечисленное, конечно же, невозможно выполнить без применения системного подхода к транспортным системам, особенно в условиях новых, глобальных вызовов.

Перед отраслевой наукой всегда ставились методологически сложные задачи не только выработки системного подхода к управлению транспортными процессами и сохранению сбалансированности транспортных систем, но и механизмов последующей реализации с получением желаемого эффекта.

Приоритеты, отраженные в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, требуют создания эффективной организационной модели транспортной отрасли, оптимизации распределения ресурсов, повышения эффективности и оперативности принятия управленческих решений. Это достижимо только в рамках комплексных, системных научных исследований, с соответствующим нормативным и методическим обеспечением. И я уверен, что отечественная транспортная наука в полной мере способна помочь реализовать эти и многие другие приоритеты развития отрасли.

Взаимодействие с бизнесом

– Какие крупные исследовательские проекты, проведенные по заказу РЖД, Вы могли бы отметить?

– Научные разработки университета характеризуются широким спектром направлений, среди которых основными являются железнодорожный транспорт и его инфраструктура. Ежегодно общий объем научно-исследовательских работ превышает миллиардную отметку в рублевом эквиваленте.

В течение последних лет ПГУПС выступал в роли технологического аудитора при реализации мероприятий ряда инвестиционных проектов, в том числе таких как «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», «Развитие Московского транспортного узла», «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна», «Приобретение тягового подвижного состава».

Ученые университета активно работают над реализацией проектов высокоскоростного железнодорожного движения в РФ. Нами разработана целевая модель функционирования рынка пассажирских перевозок на полигоне обслуживания АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) на период до 2030 года, осуществлена разработка перспективной комплексной модели оказания перевозочных услуг населению на полигоне обслуживания АО «СЗППК» с учетом развития внутригородского железнодорожного транспорта Санкт-Петербургской агломерации, ближних и дальних региональных маршрутов и мультимодальных сообщений.

В ноябре 2018 года состоялось подписание соглашения о привлечении ПГУПС в качестве технического эксперта по исполнению концессионного соглашения между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ООО «Северный широтный ход» на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Обская – Салехард – Надым. Данный проект реализуется до 31 декабря 2052 года.

– Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы сделать систему управления ОАО «РЖД» оптимальнее и эффективнее? Чем может в этом плане помочь отраслевая наука?

– Стратегией развития холдинга «РЖД» до 2030 года предусмотрена трансформация компании из инфраструктурной и перевозочной в транспортно-логистическую, оказывающую, помимо базовой услуги перевозки, еще и широкий спектр дополнительного сервиса уровня 3PL, 4PL с формированием сквозных цепей поставок.

Рассмотрим на примере работы транспортно-логистического бизнес-блока холдинга «РЖД», что может предложить транспортная наука по совершенствованию работы.Сегодня идет увеличение глубины транспортно-логистической интеграции формируемых железнодорожным транспортом цепей поставок и переход от доставки грузов от станции до станции к доставке от двери до двери.

Становятся востребованными новые форматы комплексных услуг для клиентов. Необходимым становится нормирование эксплуатационной работы в увязке с логистическими функциями, оценка работающих на сети железных дорог многофункциональных логистических центров, которые реализуют соответствующий сервис. Востребовано администрирование единой информационной среды по заказу перевозки в один клик, например в формате электронной площадки.

В транспортно-логистическом бизнес-блоке холдинга «РЖД» сегодня большое значение придается грузовым терминалам. Правда, их деятельность не регламентирована стандартом, нет инструментов для комплексной оценки и логистического аудита. В этом плане отраслевая наука способна предложить систему логистического нормирования для оценки их технико-экономических и функционально-логистических особенностей, систему идентификации грузовых терминалов для паспортизации и контрольно-учетных процедур, для реализации клиентоориентированного подхода – маркировку и нумерацию грузовых терминалов на сети железных дорог. В ПГУПС разработана теория терминалистики – логистики транспортных узлов и терминалов как интегрированной теории транспортно-складских систем, логистики и синергетики на стыке технических и экономических исследований работы терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Инновационные транспортные системы

– Насколько в целом успешно развивается взаимодействие отраслевой науки с холдингом ОАО «РЖД»? Какие проекты предполагается развивать в этом направлении?

– Взаимодействие отраслевой науки и холдинга «РЖД» – неотъемлемая часть системы высшего транспортного образования.

В нашем университете ежегодно проводятся научно-практические конференции с участием ведущих специалистов-практиков и топ-менеджмента отрасли, включая ОАО «РЖД».

Например, в 2018 году университет был оператором конференции «Северный широтный ход: современные вызовы, механизмы реализации и перспективы», а также впервые проводимой в Россиии только на английском языке XXIV Международной конференции по магнитолевитационным системам и линейным двигателям Maglev 2018 с участием 175 специалистов из 22 стран.

– В связи с этим такой вопрос: а каково Ваше отношение к инновационным транспортным системам будущего, в том числе к маглеву?

– Вы предлагаете обсудить транспортные системы будущего, но уже сегодня можно говорить об инновационных транспортных системах современности. Маглев перевозит пассажиров в Китае, Японии, Южной Корее уже многие годы. Не уверен, что легкорельсовые железные дороги являются инновационными. А струнный транспорт пока не нашел широкого воплощения в реальных проектах, хотя маркетологи работают активно. Предложения Hyperloop содержат такое количество рисков, особенно с точки зрения обеспечения безопасности, что рассматривать его для перевозки пассажиров пока слишком рано.

Очевидно, что система «колесо-рельс» уже практически подошла к финалу своего развития. А вот у магнитолевитационного транспорта просматриваются хорошие перспективы. Особенно с учетом быстро дешевеющих технологий производства составляющих ее элементов, низких расходов на содержание инфраструктуры и воздействия на окружающую среду, включая шумовое загрязнение.

– Располагают ли российские ученые технологиями, позволяющими построить ВСМ Москва – Санкт-Петербург по технологии маглев? Насколько, по Вашему мнению, может быть реальным подобный проект в РФ?

– Российские инженеры ведут разработки по этой тематике многие годы, полностью изучен зарубежный опыт, разработан отечественный комбинированный подвес для магнитолевитационной транспортной системы с пониженным энергопотреблением, проведены натурные макетные испытания и компьютерное моделирование, подтверждена готовность системы к воплощению в конкретном проекте.

В ПГУПС создан кластер «РосМаглев», объединивший компетенции более двух десятков научных и производственных организаций, способных реализовать проект.

Построить ВСМ на принципах маглев реально технически и экономически. Важно, что есть российская технология, в стране уже производятся все необходимые материалы и имеются производственные мощности для внедрения реальных инноваций в повседневную жизнь пассажиров.

Международное сотрудничество

– Как развивается международное направление работы ПГУПС?

– ПГУПС – единственный отраслевой университет железнодорожного транспорта, который уже второй год подряд входит в рейтинг QS EECA. Интернационализация деятельности вуза, повышение его глобальной конкурентоспособности и формирование имиджа транспортного университета международного уровня – приоритетные задачи каждого современного университета.

Как примеры работ в этой области можно назвать участие вуза в Европейской программе TEMPUS в 2013–2018 гг. совместно с Национальным политехническим университетом Франции, Национальным обществом железных дорог Франции, ОАО «РЖД» и рядом других западноевропейских и российских вузов. В результате совместной работы была разработана уникальная программа переподготовки специалистов в сфере ВСМ. Уже несколько десятков специалистов ОАО «РЖД» прошли переподготовку по указанной программе и успешно применяют новые компетенции.

Развитием этого проекта стал начатый в прошлом году европейский проект ERASMUS+. Совместно с Дрезденским техническим университетом, Мадридским политехническим университетом и рядом вузов Польши, России и Казахстана мы разработали и с 1 сентября начали обучение по двухлетней программе направления магистратуры «Строительство», профиль «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология».

В 2018 году началась работа в рамках международного проекта «Инфраструктура арктических железных дорог в регионе Kolarctic (ARINKA)» программы Kolarctic CBC Programme 2014–2020. Проект рассчитан на развитие трансграничного научного сотрудничества в области железнодорожной инфраструктуры, а партнерами являются исследовательские организации России, Финляндии, Норвегии, Швеции.

Одним из ключевых направлений нашей международной деятельности является сотрудничество с образовательными организациями КНР. Начиная с 2009 года количество обучающихся из Китая постоянно увеличивается. Так, в прошедшем учебном году только по программам сетевого обучения более 200 граждан КНР освоили соответствующие курсы. Этот рост связан с успешным взаимодействием ПГУПС с более чем 30 университетами КНР. По договорам о сотрудничестве с вузами Китая успешно реализуются международные программы академического обмена для студентов и преподавателей, а также научное сотрудничество.

Для объединения усилий по содействию реализации международных договоров между Россией и Китаем в области образовательной, научной деятельности и развития транспортных систем в 2014 году ПГУПС выступил инициатором создания Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая. Ежегодно в форумах ассоциации (а прошло уже шесть таких встреч) принимают участие ведущие транспортные университетские комплексы двух стран.

Логическим развитием идеи этого международного общественного объединения стало создание в ноябре прошлого года в рамках проходящего в нашем вузе Бетанкуровского международного инженерного форума Ассоциации ректоров транспортных вузов БРИКС. Сформированная ассоциация ставит своей целью способствовать совершенствованию системы образования в сфере транспорта, расширению профессиональных, культурных, гуманитарных связей между высшими учебными заведениями транспортной отрасли и транспортными организациями стран БРИКС. Мне оказана честь быть сопредседателем ассоциации от российской стороны.

Уже 22–24 октября текущего года в Йоханнесбурге и Претории (ЮАР) на базе двух университетов прошла вторая конференция ассоциации. В следующем году саммит БРИКС состоится в Санкт-Петербурге, и мы приняли решение синхронизировать по месту и, по возможности, по времени проведение конференции ассоциации с большой встречей глав государств.

Беседовал Александр Солнцев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Минтранс сейчас не имеет в ведении всей необходимой базы для подготовки нормативных актов по железнодорожному транспорту

Минтранс сейчас не имеет в ведении всей необходимой базы для подготовки нормативных актов по железнодорожному транспорту
В конце ноября вступит в силу постановление правительства РФ от 16.11.2019 г. № 1461 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта РФ». Мы попросили президента Национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова прокомментировать, что изменится для участников рынка перевозок в результате принятия этого документа. Кроме того, по его мнению, сейчас существует ряд проблем, связанных с подготовкой отраслевых нормативных правовых и нормативных технических актов.
РЖД-Партнер

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников

России нужен отечественный завод полного цикла по производству подшипников
Принудительный переход вагонного парка России на подшипники кассетного типа отменен, но тем не менее вопрос перехода на более современный тип оборудования для подвижного состава остается актуальным. О возможностях отечественной промышленности по локализации производства кассетных подшипников и существующих проблемах мы разговариваем с заместителем генерального директора союза производителей подшипников «МРК «Подшипник» Александром Боковым.
РЖД-Партнер

Скоропорт перейдет на авто, если РЖД не изменит свою политику

Скоропорт перейдет на авто, если РЖД не изменит свою политику
В 2018 году доля железной дороги в общем объеме перевозок скоропорта сократилась до 5,1%. Тенденция ухода продуктов этого класса в сегмент автоперевозок сохраняется, несмотря на то, что пока загрузка парка близка к критической. Руководитель группы железнодорожных операций FM Logistic Сергей Друговской рассказал, почему скоропортящиеся грузы уходят с железных дорог и стоит ли вовсе искать новые «холодильники».

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort