+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2019 10:14:26
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Два века на пути инноваций

2 декабря (по новому стилю) исполняется 210 лет со дня основания Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I (ПГУПС). Старейший транспортный вуз страны известен своими научными разработками, среди которых приоритет традиционно был отдан железнодорожному транспорту и его инфраструктуре. Об этом и состоялся наш разговор с ректором ПГУПС Александром Панычевым.
Два века на пути инноваций
– Александр Юрьевич, какую роль в инновационном развитии системы железнодорожных перевозок играет отраслевая наука?

– Отраслевая транспортная наука была и остается драйвером всех инноваций и инструментом их реализации. Отраслевые научные центры на базе железнодорожных вузов и НИИ в силу своей тесной связи с транспортными процессами и имеющегося колоссального опыта решения реальных производственных задач, по сути, являются уникальными центрами компетенций, столь необходимых для развития железных дорог, причем не только у нас, но и за рубежом. Так, на базе нашего университета в 2019 году по решению Попечительского вуза, возглавляемого генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым, создан научно-образовательный центр «Инновационные технологии на железнодорожном транспорте».

Роль отраслевой науки можно определить по формуле «НИОКР плюс трансфер наукоемких технологий и продуктов полного инновационного цикла равняется бизнес-решения под ключ». При этом отраслевая наука формирует ключевые бизнес-компетенции, основанные на современных знаниях, а также уникальные интеллектуальные продукты. Поэтому и темпы инновационного развития компании «РЖД» во многом определяются прорывными идеями транспортной науки.

Системный подход к развитию железных дорог

– Насколько важен системный подход в решении проблем, стоящих перед железнодорожной отраслью, для проведения дальнейших преобразований в ней? Чем здесь может помочь отраслевая наука?

– Системный подход, безусловно, важен в решении всех задач, стоящих перед железнодорожной отраслью. Системный подход часто упоминается холдингом «РЖД» в связи с задачами организационного развития: к решению проблем компании, проведению изменений, построению бизнеса.

Например, сейчас железная дорога работает в условиях цифровой трансформации. Это означает не только появление новых функциональных задач, но и совершенно новых объектов управления: интеллектуальных транспортных систем, блокчейна, Больших данных.

Требуется, таким образом, не только их идентификация, но и всестороннее изучение, рассмотрение этих систем в составе более крупных, их декомпозиция и конфигурирование, поиск оптимальных решений по проектированию и управлению ими. Все перечисленное, конечно же, невозможно выполнить без применения системного подхода к транспортным системам, особенно в условиях новых, глобальных вызовов.

Перед отраслевой наукой всегда ставились методологически сложные задачи не только выработки системного подхода к управлению транспортными процессами и сохранению сбалансированности транспортных систем, но и механизмов последующей реализации с получением желаемого эффекта.

Приоритеты, отраженные в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, требуют создания эффективной организационной модели транспортной отрасли, оптимизации распределения ресурсов, повышения эффективности и оперативности принятия управленческих решений. Это достижимо только в рамках комплексных, системных научных исследований, с соответствующим нормативным и методическим обеспечением. И я уверен, что отечественная транспортная наука в полной мере способна помочь реализовать эти и многие другие приоритеты развития отрасли.

Взаимодействие с бизнесом

– Какие крупные исследовательские проекты, проведенные по заказу РЖД, Вы могли бы отметить?

– Научные разработки университета характеризуются широким спектром направлений, среди которых основными являются железнодорожный транспорт и его инфраструктура. Ежегодно общий объем научно-исследовательских работ превышает миллиардную отметку в рублевом эквиваленте.

В течение последних лет ПГУПС выступал в роли технологического аудитора при реализации мероприятий ряда инвестиционных проектов, в том числе таких как «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», «Развитие Московского транспортного узла», «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна», «Приобретение тягового подвижного состава».

Ученые университета активно работают над реализацией проектов высокоскоростного железнодорожного движения в РФ. Нами разработана целевая модель функционирования рынка пассажирских перевозок на полигоне обслуживания АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) на период до 2030 года, осуществлена разработка перспективной комплексной модели оказания перевозочных услуг населению на полигоне обслуживания АО «СЗППК» с учетом развития внутригородского железнодорожного транспорта Санкт-Петербургской агломерации, ближних и дальних региональных маршрутов и мультимодальных сообщений.

В ноябре 2018 года состоялось подписание соглашения о привлечении ПГУПС в качестве технического эксперта по исполнению концессионного соглашения между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ООО «Северный широтный ход» на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования Обская – Салехард – Надым. Данный проект реализуется до 31 декабря 2052 года.

– Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы сделать систему управления ОАО «РЖД» оптимальнее и эффективнее? Чем может в этом плане помочь отраслевая наука?

– Стратегией развития холдинга «РЖД» до 2030 года предусмотрена трансформация компании из инфраструктурной и перевозочной в транспортно-логистическую, оказывающую, помимо базовой услуги перевозки, еще и широкий спектр дополнительного сервиса уровня 3PL, 4PL с формированием сквозных цепей поставок.

Рассмотрим на примере работы транспортно-логистического бизнес-блока холдинга «РЖД», что может предложить транспортная наука по совершенствованию работы.Сегодня идет увеличение глубины транспортно-логистической интеграции формируемых железнодорожным транспортом цепей поставок и переход от доставки грузов от станции до станции к доставке от двери до двери.

Становятся востребованными новые форматы комплексных услуг для клиентов. Необходимым становится нормирование эксплуатационной работы в увязке с логистическими функциями, оценка работающих на сети железных дорог многофункциональных логистических центров, которые реализуют соответствующий сервис. Востребовано администрирование единой информационной среды по заказу перевозки в один клик, например в формате электронной площадки.

В транспортно-логистическом бизнес-блоке холдинга «РЖД» сегодня большое значение придается грузовым терминалам. Правда, их деятельность не регламентирована стандартом, нет инструментов для комплексной оценки и логистического аудита. В этом плане отраслевая наука способна предложить систему логистического нормирования для оценки их технико-экономических и функционально-логистических особенностей, систему идентификации грузовых терминалов для паспортизации и контрольно-учетных процедур, для реализации клиентоориентированного подхода – маркировку и нумерацию грузовых терминалов на сети железных дорог. В ПГУПС разработана теория терминалистики – логистики транспортных узлов и терминалов как интегрированной теории транспортно-складских систем, логистики и синергетики на стыке технических и экономических исследований работы терминально-складской инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Инновационные транспортные системы

– Насколько в целом успешно развивается взаимодействие отраслевой науки с холдингом ОАО «РЖД»? Какие проекты предполагается развивать в этом направлении?

– Взаимодействие отраслевой науки и холдинга «РЖД» – неотъемлемая часть системы высшего транспортного образования.

В нашем университете ежегодно проводятся научно-практические конференции с участием ведущих специалистов-практиков и топ-менеджмента отрасли, включая ОАО «РЖД».

Например, в 2018 году университет был оператором конференции «Северный широтный ход: современные вызовы, механизмы реализации и перспективы», а также впервые проводимой в Россиии только на английском языке XXIV Международной конференции по магнитолевитационным системам и линейным двигателям Maglev 2018 с участием 175 специалистов из 22 стран.

– В связи с этим такой вопрос: а каково Ваше отношение к инновационным транспортным системам будущего, в том числе к маглеву?

– Вы предлагаете обсудить транспортные системы будущего, но уже сегодня можно говорить об инновационных транспортных системах современности. Маглев перевозит пассажиров в Китае, Японии, Южной Корее уже многие годы. Не уверен, что легкорельсовые железные дороги являются инновационными. А струнный транспорт пока не нашел широкого воплощения в реальных проектах, хотя маркетологи работают активно. Предложения Hyperloop содержат такое количество рисков, особенно с точки зрения обеспечения безопасности, что рассматривать его для перевозки пассажиров пока слишком рано.

Очевидно, что система «колесо-рельс» уже практически подошла к финалу своего развития. А вот у магнитолевитационного транспорта просматриваются хорошие перспективы. Особенно с учетом быстро дешевеющих технологий производства составляющих ее элементов, низких расходов на содержание инфраструктуры и воздействия на окружающую среду, включая шумовое загрязнение.

– Располагают ли российские ученые технологиями, позволяющими построить ВСМ Москва – Санкт-Петербург по технологии маглев? Насколько, по Вашему мнению, может быть реальным подобный проект в РФ?

– Российские инженеры ведут разработки по этой тематике многие годы, полностью изучен зарубежный опыт, разработан отечественный комбинированный подвес для магнитолевитационной транспортной системы с пониженным энергопотреблением, проведены натурные макетные испытания и компьютерное моделирование, подтверждена готовность системы к воплощению в конкретном проекте.

В ПГУПС создан кластер «РосМаглев», объединивший компетенции более двух десятков научных и производственных организаций, способных реализовать проект.

Построить ВСМ на принципах маглев реально технически и экономически. Важно, что есть российская технология, в стране уже производятся все необходимые материалы и имеются производственные мощности для внедрения реальных инноваций в повседневную жизнь пассажиров.

Международное сотрудничество

– Как развивается международное направление работы ПГУПС?

– ПГУПС – единственный отраслевой университет железнодорожного транспорта, который уже второй год подряд входит в рейтинг QS EECA. Интернационализация деятельности вуза, повышение его глобальной конкурентоспособности и формирование имиджа транспортного университета международного уровня – приоритетные задачи каждого современного университета.

Как примеры работ в этой области можно назвать участие вуза в Европейской программе TEMPUS в 2013–2018 гг. совместно с Национальным политехническим университетом Франции, Национальным обществом железных дорог Франции, ОАО «РЖД» и рядом других западноевропейских и российских вузов. В результате совместной работы была разработана уникальная программа переподготовки специалистов в сфере ВСМ. Уже несколько десятков специалистов ОАО «РЖД» прошли переподготовку по указанной программе и успешно применяют новые компетенции.

Развитием этого проекта стал начатый в прошлом году европейский проект ERASMUS+. Совместно с Дрезденским техническим университетом, Мадридским политехническим университетом и рядом вузов Польши, России и Казахстана мы разработали и с 1 сентября начали обучение по двухлетней программе направления магистратуры «Строительство», профиль «Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Инфраструктура, экономика, экология».

В 2018 году началась работа в рамках международного проекта «Инфраструктура арктических железных дорог в регионе Kolarctic (ARINKA)» программы Kolarctic CBC Programme 2014–2020. Проект рассчитан на развитие трансграничного научного сотрудничества в области железнодорожной инфраструктуры, а партнерами являются исследовательские организации России, Финляндии, Норвегии, Швеции.

Одним из ключевых направлений нашей международной деятельности является сотрудничество с образовательными организациями КНР. Начиная с 2009 года количество обучающихся из Китая постоянно увеличивается. Так, в прошедшем учебном году только по программам сетевого обучения более 200 граждан КНР освоили соответствующие курсы. Этот рост связан с успешным взаимодействием ПГУПС с более чем 30 университетами КНР. По договорам о сотрудничестве с вузами Китая успешно реализуются международные программы академического обмена для студентов и преподавателей, а также научное сотрудничество.

Для объединения усилий по содействию реализации международных договоров между Россией и Китаем в области образовательной, научной деятельности и развития транспортных систем в 2014 году ПГУПС выступил инициатором создания Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая. Ежегодно в форумах ассоциации (а прошло уже шесть таких встреч) принимают участие ведущие транспортные университетские комплексы двух стран.

Логическим развитием идеи этого международного общественного объединения стало создание в ноябре прошлого года в рамках проходящего в нашем вузе Бетанкуровского международного инженерного форума Ассоциации ректоров транспортных вузов БРИКС. Сформированная ассоциация ставит своей целью способствовать совершенствованию системы образования в сфере транспорта, расширению профессиональных, культурных, гуманитарных связей между высшими учебными заведениями транспортной отрасли и транспортными организациями стран БРИКС. Мне оказана честь быть сопредседателем ассоциации от российской стороны.

Уже 22–24 октября текущего года в Йоханнесбурге и Претории (ЮАР) на базе двух университетов прошла вторая конференция ассоциации. В следующем году саммит БРИКС состоится в Санкт-Петербурге, и мы приняли решение синхронизировать по месту и, по возможности, по времени проведение конференции ассоциации с большой встречей глав государств.

Беседовал Александр Солнцев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions