«Это форс-мажор в чистом виде. Противное надо будет доказать», – прокомментировал ситуацию к. э. н., профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок ВАВТ Минэкономразвития России Андрей Голубчик.
Однако есть и противоположное мнение. «Лицо, которому крушением моста причинен вред, может обратиться за его возмещением к лицу, на балансе которого находится данное имущество. Если это ОАО «РЖД», то к ОАО «РЖД». Если это иное юридическое лицо или публичный субъект, то соответственно к юридическому лицу или публичному образованию (например, муниципальное образование, субъект РФ или непосредственно РФ). Утверждать, что все железнодорожные мосты находятся на балансе ОАО «РЖД», нельзя», – заметила генеральный директор юридической фирмы Persona Юлия Конопченко.
Как предложили некоторые специалисты, следует дождаться выводов, которые будут сделаны Северо-Западным следственным управлением на транспорте СК РФ, проводящим проверку по факту обрушения моста под Мурманском. В ходе проверки будут установлены все обстоятельства, причины и условия, которые привели к обрушению. После этого можно будет дать более детальные советы, как действовать клиентам.
«Теоретически можно предъявить любой иск. Однако если интересует перспектива такого спора, надо предметно смотреть судебную практику», – добавила юрист ООО «Кернерс Консалтинг» Екатерина Зубова.
Таким образом, подать иск на ОАО «РЖД» можно. Как пояснил представитель другой юридической компании, если копнуть вопрос глубже, то дело выглядит не столь безнадежным, как может показаться на поверхности.