За последние пять лет Министерство транспорта реализовало несколько инфраструктурных проектов, среди которых нужно выделить программы развития РЖД, в частности Восточного полигона и подходов к морским портам Балтики и Азово-Черноморского бассейна. Несмотря на многочисленные трудности и проволочки было принято решение о строительстве первой в России ВСМ между столицами. Начаты и продолжают реализовываться программы по развитию Севморпути, модернизации автомагистралей с выходом на международные транспортные коридоры, модернизации инфраструктуры отечественных аэропортов. Завершена программа интеграции транспортной системы Крыма с общероссийской. К сожалению, у министерства не хватило ресурсов на реализацию столь же глобальных проектов в области внутренних водных путей, но тут дело, скорее, в общеэкономической ситуации и ограниченности общих возможностей федерального бюджета. Ясно одно: говорить, что при прошлом министре в подведомственном хозяйстве был застой, более чем некорректно.
В то же время было весьма заметно, что в отношении взаимодействия с ОАО «РЖД», лидером транспортного рынка хотя бы по объемам перевозимых грузов, министерство занимало позицию ведомого. Инициативы компании по реформированию законодательства, принципам тарифной политики, антимонопольного регулирования, инвестиционной политики, технического регулирования практически всегда поддерживались Минтрансом, который занимал чаще всего солидарную позицию, практически вставая «на рельсы» интересов ОАО «РЖД». В наиболее острых дискуссиях, посвященных вышеуказанным вопросам, оппонентами железнодорожной монополии становились другие министерства и федеральные службы, отраслевые объединения и союзы и общественные организации. Подобная позиция министерства позволила практически свернуть программу реформирования железнодорожного транспорта, третий этап которой так и не был завершен. Напомню, что его реализация предполагала появление конкуренции в предоставлении услуг тяги на сети РЖД и образование нескольких федеральных или локальных перевозчиков.
Трудно сказать, какую позицию будет занимать новый министр. Ведь в конце концов не он определяет долгосрочные параметры развития и функционирования отрасли, которая строит свою работу в рамках долгосрочных программ. Но в то же время можно предположить, что навыки и установки нового министра сформировались во время его руководства одной из крупнейших мировых транспортных компаний, работающей на остроконкурентном рынке.
Как отметил сегодня В. Савельев, максимум усилий Минтранса России должно быть сфокусировано на реализации целей транспортной стратегии. «Сейчас существует [транспортная] стратегия до 30 года и в разработке находится стратегия до 2035 года, – сказал он. – Сейчас мне более-менее понятно, куда бы я хотел приложить максимум усилий. Это не просто утверждение этой стратегии, а именно имплементация – доведение до результата и до реализации. Количество дорог, которые должны быть в стране, особенно федеральных дорог, – их до 35 года должно быть увеличено примерно вдвое. Денежные средства, которые заложены в бюджет, – они огромные», – цитирует его ТАСС. По его словам, среди важных задач транспортной отрасли – строительство мировых транспортных коридоров, расширение пропускной способности БАМа и развитие Северного морского пути.
Стоит напомнить, что государственно-частная компания «Аэрофлот» входит в третий по величине международный альянс авиаперевозчиков Skyteam и неоднократно становилась победителем и призером в различных международных номинациях, связанных с качеством обслуживания пассажиров в авиасообщении. «Аэрофлот» живет и развивается именно как глобальная компания с международным рейтингом.
Да, российский рынок авиаперевозок, где «Аэрофлот» доминирует, в чем-то повторяет общую картину в разных отраслях нашей экономики, при которой большую часть рынка занимает лидер с госучастием, а остальное делят более мелкие игроки. Но в то же время ситуацию на авиационном рынке России никак нельзя сравнить с ситуацией на рынке железнодорожных перевозок. Среди авиаперевозчиков существует серьезная конкуренция, борьба за клиента и объемы перевозок, при которых компетенции управления и ведения бизнеса занимают очень важную роль.
Возможно, именно эти качества послужили одной из причин выбора кандидатуры на пост федерального министра транспорта. Конечно, В. Савельев не имеет больших компетенций в сфере морского, автомобильного или железнодорожного транспорта. Но осознание общей клиентоориентированности транспортной системы, которая является сервисной по своей природе, и некая отстраненность нового руководителя от монопольных интересов отдельных компаний, а также принципы ведения бизнеса в конкурентной среде не только могут транслироваться в регуляторную практику, но и будут полезными для всех участников транспортной отрасли.