Однако для отдельных номенклатур перевозка по сети РЖД стала ощутимо дороже. Впрочем, для грузов третьего класса было недешево и с начала 2022 года, а с июня – еще дороже. Некоторые отправители ожидали, что возить теперь придется меньше, однако в итоге все легло на покупателя через железнодорожную составляющую. Если учесть эту поправку, то тариф их стал устраивать. Но данные грузовладельцы, конечно, в меньшинстве. В частности, выказывают недовольство представители угольного сектора промышленности, отработавшие III квартал с отменой понижающего коэффициента на экспортные перевозки угля.
«Логистика и так, мягко говоря, сейчас у нас дороговата, особенно с учетом того, что мы вынуждены разворачивать свои транспортные потоки, которые должны идти через страны АТР, в порты Северо-Запада и Юга России, – объясняет представитель угледобывающего предприятия. – И нам теперь добавляются дополнительные расходы. Это уже двойное удорожание. В этих сложных условиях мы получаем не поддержку, а еще большее усугубление проблем. Причем выигрывает же не государство!»
На тех предприятиях, где характер груза не зависит от способа доставки, планируют перейти на автомобильный транспорт, если в какой-то момент железная дорога станет неконкурентоспособной по цене. Но тогда это приведет к еще большему сокращению погрузки на сети. «Такая тенденция отмечается уже несколько лет, – говорит отправитель. – На данный момент нам удобнее возить груз в машине, но некоторые железнодорожные направления перевозок еще сохраняют конкурентоспособность. Пока мы планируем открывать новые направления, хотя и так возим по всей России. Хотим использовать склады на местах и подвозить к ним железнодорожным транспортом (или автомобилями, если так будет выгоднее)».
Тем не менее большинство респондентов оставляли по данному пункту исследования негативные отзывы, удивляясь, как подобное повышение может кого-то устраивать. «Если с Нового года еще проиндексируют, то в следующий раз моя оценка будет равна нулю. Вся страна непонятно, как выкручивается, а РЖД повышают тарифы так, как будто нет инфляции», – замечает недовольный респондент. Представитель металлургического комбината также добавил: «Исходя из текущей стоимости на нашу продукцию, мы не проходим по отпускной цене на экспорт. Два месяца назад подали запрос РЖД на скидку с тарифа, но вопрос остается без ответа. Отгрузка сейчас ведется в основном на наше предприятие в Турции. Остальной экспорт практически приостановлен».
При этом многие уверены, что до конца года станут свидетелями неявного повышения цен со стороны РЖД в виде отмены скидок на ряд грузов по отдельным направлениям.
Напоминаем, что вопросы, связанные с качеством услуг железнодорожного транспорта, будут подробно обсуждаться на XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Мероприятие состоится 7 декабря 2022 года в г. Москве, в отеле «Золоте кольцо» (Смоленская ул., д. 5) с возможностью онлайн-подключения.
Ежегодно конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. Кроме того, дискуссии в ходе деловой программы позволяют обсуждать важные для участников рынка перевозок вопросы с представителями регуляторных органов, экспертами и коллегами по отрасли.
Организатором конференции традиционно выступает журнал РЖД-Партнер. Дополнительная информация о мероприятии размещена на специальной странице мероприятия по ссылке. Детали и условия участия можно также уточнить по тел. +7 (812) 418-34-90 и электронной почте conf@rzd-partner.ru.
Краткие версии исследования здесь.
Полная версия выпуска исследования за III квартал 2022 года доступна в личном кабинете.