+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.12.2023 15:04:53
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Порядок погрузки лесных грузов требует доработки

Из-за неприема круглого леса к перевозкам за границу произошло затоваривание лесных площадок в Сибири и на Дальнем Востоке.
Порядок погрузки лесных грузов требует доработки
За пилматом не заметили леса

Как известно, государство решило поддержать оказавшихся в сложной экономический ситуации лесопромышленников, скорректировав порядок очередности перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Напомним, президентом РФ в феврале 2023 года утвержден перечень поручений по поддержке ЛПК. В частности, правительству совместно с ОАО «РЖД» надлежало пересмотреть вопрос допуска лесных грузов к транспортировке. Соответственно, были внесены изменения во Временные правила определения очередности перевозок. При определенных условиях лесопродукция теперь может получить приоритет в погрузке на лимитирующих направлениях.

Однако поначалу заявки ГУ-12 согласовывались в первую очередь крупным предприятиям российского ЛПК, которые располагают полным производственным циклом от заготовки до переработки древесины, в то время как небольшие компании-производители остались не у дел. В частности, не все экспортеры Сибири являются лесозаготовителями, производителями конечного продукта. А есть базодержатели, арендаторы участков леса, которые занимаются только заготовкой древесины.

В итоге приоритетных грузоотправителей начал определять Минпромторг РФ, основываясь на данных от региональных властей. Далее эта информация направлялась в ЦФТО.
В этом плане ситуация к настоящему времени значительно улучшилась, констатирует замминистра лесного хозяйства Красноярского края Александр Коробкин. Если в начале года со станций региона отправлялось порядка 4 тыс. вагонов в месяц, то сейчас – примерно 7,5–8 тыс., что позволяет перевозить 460 тыс. т груза.

Однако возникла проблема с вывозом круглого леса таких пород, как осина и береза (в отличие от хвойных и других ценных пород деревьев они разрешены к поставкам за рубеж). Согласно Временным правилам приоритет в перевозке на экспорт получает продукция деревопереработки, кругляк к отправке перевозчик фактически не принимают.

«На железнодорожных тупиках уже скопление леса – порядка 400 тыс. куб. м. Кроме того, на местах, на нижних складах, по нашим данным, еще около 1 млн куб. м», – проинформировал А. Коробкин.

Аналогичная проблема сложилась в Хабаровском крае. «Да, с лесосеки берем всю продукцию, и осину и березу. Круглый лес отправлять не можем, хотя он разрешен [к экспорту], но план железнодорожный, ГУ-12 на него не дают. И он бросается либо в тайге, либо затовариваются склады. У нас есть предприятия, которые остановили заготовку, потому что им некуда сбывать эту продукцию», – рассказал министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Максим Гулько.

Он уточнил, что в сравнении с другими номенклатурами лесных грузов объем такого кругляка в регионе относительно небольшой. Однако затоваривание складов не позволяет предприятиям ЛПК работать ритмично. К тому же брошенный лес – это убытки для лесников и плохо с точки зрения экологии.

Дело не в том, что лесопромышленники не хотят перерабатывать данную древесину, уточнил А. Коробкин. Но, к примеру, сибирская береза имеет определенную кривизну, оборудование местных предприятий не позволяет ее нормально обрабатывать, тогда как Китай покупает такое сырье.

«Невозможно с лесосеки брать только то, что тебе нужно, – поясняет чиновник. – Чтобы соблюсти лесное законодательство, нужно забирать [на участке] все».

За баланс интересов

В регионах выступают за внесение необработанной древесины во Временные правила определения очередности перевозок. В то же время требуют решения и другие вопросы.

В качестве господдержки в этом году оказывалась серьезная помощь ЛПК Северо-Запада, в том числе для доставки продукции в Китай по сухопутным маршрутам через Восточный полигон. По словам М. Гулько, в каких-то случаях перевозка пиломатериалов в контейнерах за счет субсидирования логистических затрат делала экспорт лесопродукции из северо-западных регионов дешевле, чем у дальневосточных.

«Мы свое конкурентное преимущество, близость к границе, потеряли совсем. И в силу того, что себестоимость заготовки, переработки древесины [на Северо-Западе] ниже по объективным причинам, чем на Дальнем Востоке, наша продукция на рынках Китая пользуется меньшим спросом и значительно потеряла в цене», – рассказал министр лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
Здесь необходимо соблюсти баланс интересов.

Остается нерешенным и такой вопрос, как сушка экспортных лесоматериалов. На продукцию деревообработки при влажности более 22% идет таможенная пошлина. По мысли инициаторов этого нововведения, такая мера должна была стимулировать лесопромышленников больше экспортировать товаров добавленной стоимостью. Однако для широкого круга потребителей лесных грузов в Китая это не нужно, и российские экспортеры никаких бонусов при сбыте продукции не имеют, говорит М. Гулько, хотя и несут затраты на сушку.

«Есть предприятия, которые специально сушат материалы, например, для мебельного производства. Они имеют к цене своей продукции плюсом $20, это нормально. Но большинство отправителей сушат до 22%, чтобы не платить пошлину», – объяснил он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions