+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.11.2022 17:25:27
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка продолжает падение: есть ли надежда?

Погрузка на РЖД в октябре 2022-го снизилась до 107 млн т, что на 3% хуже, чем за аналогичный период прошлого года, но все-таки лучше итога сентября, когда минус составил 5,3%. Осеннюю погоду немного улучшили перевозки нефтегрузов, зерна и стройматериалов. Но по остальным номенклатурам особых перемен в трендах на железнодорожной сети не наблюдалось.
Достигнутый в октябре результат по динамике погрузки выглядит лучше прогноза на конец осени и итогам года: в ОАО «РЖД» оценили снижение погрузки на сети в ноябре текущего года на уровне 4,6%, а в целом в 2022-м – 5%. По-видимому, перевозчик смирился с отрицательной динамикой погрузки.

Если ранее он стремился привлечь дополнительные грузопотоки, предлагая скидки или льготы, то теперь основной задачей стало удержание финансовой устойчивости холдинга. Скидок мало и добиться от перевозчика становится все сложнее.

Палитра оснований для отказов расширилась. Угольщики указали на высокие мировые цены на сырье.

Металлургам намекнули на то, что предложения, которые недавно выдвинуты от имени ассоциации «Русская сталь», выглядят нелогичными на фоне того, что государство облагает отрасль дополнительными налогами, полагая, что их финансовое положение позволяет производителям металлов их платить, а после этого компании приходят к госкомпании, чтобы получить у нее скидку.

Ряду других клиентов указали на то, что скидки уже сами по себе заложены в перевозки на дальние расстояния. Так что переориентация экспорта на восток или юг вместо северо-запада – не повод для дополнительных скидок. А для предоставления дополнительных понижающих коэффициентов к действующим тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на северо-запад просто-напросто еще наступило подходящее время. Решение следует отложить до следующего года.

Ряд обращений клиентов о скидках просто остаются без ответа со стороны перевозчика. Между тем отправители, если опираться на опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, свидетельствуют о том, что им тяжко выдерживать нынешнее бремя тарифа.

Причем если посмотреть на ставки аренды операторов на споте, то они в настоящий момент в зависимости от типа подвижного состава нередко даже ниже прошлогоднего уровня. А базовые ставки на основной его тип, полувагоны, согласно исследованию, которое проводит журнал, – в сентябре всего лишь на 7% оказались больше, чем были в 2021 году. В октябре, по предварительным расчетам, этот показатель снова сократится.

Чем озабочен перевозчик?

Перевозчик добился того, что значительно перегнал уровень индексации своего тарифа по сравнению с динамикой ставок операторов. Он вырос, напомним, в 2022 году сначала на 5,8%, а летом сверх того – еще почти на 11%. Если операторы чутко реагируют на рыночную ситуацию, то перевозчик, похоже, в любой ситуации научился удерживать для себя привилегии.

Забота об укреплении финансовых результатов оказалась в октябре даже превыше конкуренции с автотранспортом. Во многих сегментах перевозок заметно переключение грузопотоков с рельсов на шоссе, где ставки у дальнобойщиков снизились в среднем на 3% – согласно индексу Ati.su ftl РФ.

Причем, по данным от самих игроков рынка, автоперевозчики в значительной мере увеличили долю скидок на дальние рейсы, что вызвало в этом сегменте переключение части грузопотоков с железных дорог на шоссе. В частности, это заметно по трафику из Сибири на Дальний Восток.

Уголь снова ущемили

Погрузка угля в октябре 2022 года на РЖД снизилась до 31,2 млн т (-3,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.). Ситуация складывается таким образом, что в комитете Госдумы РФ по энергетике пришли к выводу: по итогам текущего года добывающим компаниям Кузбасса не удастся вывезти в восточном направлении 9–10 млн т угля.

Таким образом, вместо планируемых 58 млн т отгрузка из Кузбасса по железной дороге в дальневосточном направлении составит 48-49 млн т, что ниже показателей за последние 4 года.

Снижение железнодорожных поставок угля обусловлено увеличением погрузки других номенклатур с начала года на 5,3%. По сути, произошло замещение части экспорта угля более доходными для перевозчика грузами.

При этом в ОАО «РЖД» обратили внимание на то, что в результате значительная часть причалов по перевалке угля не востребована. И предложили в связи с этим вместо развития железнодорожной инфраструктуры рассмотреть вопрос о перепрофилировании свободных портовых мощностей. Тех, кто традиционно специализировался на перевалке угля для обработки других номенклатур, например металлов и контейнеров.

Тем самым в холдинге признали тот факт, что на экспорт в восточном направлении не удается переключить все заявленные потоки угля. И он, несмотря на имеющийся потенциал, сейчас находит дополнительный сбыт только во внутреннем сообщении.

Остается попутно добавить: перевозки кокса на РЖД в октябре снизились более чем на четверть.

Нефть подросла на споте

Погрузка нефти и нефтепродуктов в октябре сократилась до 18,6 млн т, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Это несколько неожиданный результат на фоне довольно-таки длительно периода снижения динамики их погрузки на сети и известий о снижении объемов добычи нефти в октябре текущего года.

Однако случившееся – результат снижения прокачки нефти по трубе и активизации поставок нефтегрузов на споте, куда обычно отправки из РФ на экспорт следуют по железной дороге.

Нефть на восточном направлении по осени стала конкурировать с углем и потеснила последний, поскольку это для РЖД более доходный вид груза.

Зерно уходит за рубеж

Также прибавила в объемах погрузка зерна – до 2,5 млн т (+4,2%), поскольку, судя по данным аналитического центра «Русагротранса», увеличился его вывоз за рубеж в Пакистан, Саудовскую Аравию и Турцию.

В частности, «Русагротранс» с семи элеваторов выполнил значительные объемы в адрес морских портов. При этом 75% от всех отправок выпало на долю Новороссийска, 20% – портов Балтики и 5% по остальным направлениям, включая Азербайджан, страны Средней Азии.

По данным трейдеров, в целом в октябре вывоз пшеницы за рубеж по РЖД увеличился почти в полтора раза. Если сравнить эти объемы прироста, то можно понять, что в ее вывозе в значительной степени на юге был задействован автотранспорт.

Щебенка выручает РЖД, а цемент – подводит

Также прибавила в оборотах погрузка стройматериалов, которых было отправлено 12,3 млн т, что на 14% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Основная причина – активизация строительства автодорог. В том числе в новых регионах РФ.

Правда, перевозки балласта для РЖД при этом, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», осенью сократились.

Погрузка цемента на РЖД в октябре также сократилась до 2,2 млн т (-8,3%). При этом ряд заводов увеличил производство. И одновременно – расширил автопарк.

В частности, так поступил «Евроцемент», закупив 60 цементовозов для перевозок – в основном в Центральном и Приволжском федеральных округах. В случае необходимости автомобили будут отправляться в другие регионы, сообщили в компании.

Прогноз – курс в минус

В отрицательной зоне оказалось большинство номенклатур. Снизилась погрузка железной руды (-1%), черных металлов (-11%), лома (-7%), минудобрений (-5%), леса (-6%) и промсырья (-8%).

По данным ОАО «РЖД», незначительно, но все-таки сократилась погрузка контейнеров – до 3,8 млн т (-3%). Преимущественно за счет снижения экспорта на 9,8%. Внутренние перевозки увеличились на 2,6%, а импорт – на 16,3%.

Прогноз ЦФТО погрузки на ноябрь отрицательный (-4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). По итогам года минус составит 5%. Плюс, как и ранее, должны обеспечить морские порты Дальнего Востока. Однако проблемы до конца года останутся все те же самыми: потянет вниз Северо-Запад. А вот направление в сторону морских портов АЧБ демонстрирует нестабильность. Плюс накладывается на минус. Сейчас в отрицательную зону ушли черные металлы (-40%) и нефтяные грузы (-27%).

В целом динамика складывается разнонаправленной. В октябре достигнуто улучшение в динамике. Но позитивный тренд такой небольшой, что глубоких сдвигов ожидать на сети не приходится.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions