+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.07.2022 15:20:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка на РЖД в июне снова ушла в минус

В июне 2022-го погрузка, по оперативным данным холдинга, сократилась до 100 млн т, что на 6,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В отрицательную зону ушла динамика перевозок почти по всем ключевым для сети номенклатурам, за исключением контейнеров, нефтеналивных и строительных грузов.
Причем снижение перевозок на РЖД оказалось выше запланированного уровня: по расчетам ожидалось, что минус окажется около 5,4%. Основной недобор ожидался по экспорту, но он оказался выше на 3 п. п. к запланированному уровню. В основном из-за завышенных ожиданий по вывозу нефтегрузов после выхода из плановых ремонтов НПЗ.

При этом ниже расчетного оказался и уровень погрузки некоторых номенклатур и во внутреннем сообщении (уголь, руда, лес, химикаты).

В целом ожидалось, что грузовая база позволит РЖД удержать планку выше уровня 2020 года, когда сеть находилась под давлением последствия пандемийных ограничений. Однако хаотическая смена направлений отправок привела к увеличению доли отказов клиентам в погрузке из-за инфраструктурных ограничений.

Хаос направлений
По данным ОАО «РЖД», ранее экспортные грузопотоки имели устойчивую палитру якорных направлений, в рамках которой с учетом сезонных факторов отклонения в течение года фиксировались в границах ±3–4%. В 2022 году этот диапазон многократно расширился.

Напомним, вначале упали отправки в сторону стран ЕС через российские морские порты Северо-Запада (-13 п. п. по сравнению с прошлым годом, по данным ИЭРТ). При этом часть объемов перевозок переключилась в сторону Восточного полигона (+10 п. п.). Если ранее это направление было преимущественно угольным, то теперь туда устремились и те номенклатуры, которые ранее на азиатские рынки не очень-то и отправляли.

В конце весны стало понятным, что через инфраструктуру ДФО всем не протолкнуться, появился крен в перевозках в сторону Тамани и Новороссийска. На причалах Азово-Черноморского бассейна ранее присутствовали грузы, следовавшие в морские порты Украины. В текущем году эти вагонопотоки практически исчезли, что привело вначале к снижению отправок на Юг на 2,6 п. п., а с марта по май добавились перевозки в сторону Турции (+5 п. п.), Индии (+2 п. п.) и Ирана (+0,4 п. п.).

В мае появились цепочки в сторону Вьетнама, Индонезии и ряда стран Африки. Кроме того, часть потоков устремилась через терминалы АЧБ в Китай. Еще одной точкой роста стали железнодорожные перевозки в сторону портов Каспия. Оживилась и ранее слабо задействованная транспортная инфраструктура Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана.

Проблемы на Юге привели к активизации отправок в Азию через Мурманск по Севморпути. По этой же причине практически восстановились объемы перевозок в сторону Усть-Луги. Среди российских морских терминалов на Балтике в глубоком минусе сейчас только те комплексы, через которые следуют контейнерные вагонопотоки. Все остальные практически вышли на уровень июня прошлого года, а некоторые стивидоры даже показали плюс.

Соответственно логконтроль ужесточился по всем направлениям. Если ранее основная доля выданных конвенций касалась Восточного полигона, то в июне на первое место по данному показателю взял Юг (прежде всего – Новороссийск). На СКЖД достигнуты максимальные объемы по сравнению с пиковыми значениями в 2003 году.

В июле вводились конвенции и на Северо-Западе. В частности, всплекск вагонопотоков привел к необходимости ограничений движения на Усть-Лугу. Высокие риски появления конвенций сложились и на Мурманск: здесь на ОЖД уже подходят к пределу провозной способности.

В целом, по данным участников рынка, доля отказов в погрузке на сети увеличилась до 12%, а по некоторым номенклатурам (например, углю) – до 20%. Это указывает, что на сети есть резервы для наращивания объемов погрузки. И эти вопросы сейчас – в проработке в РЖД.

Нефть ограничили, а она все равно в тренде
Нефтегрузов в июне было отправлено 17,5 млнт т, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Это связано с тем, что, как сообщил вице-премьер РФ Александр Новак, производство нефти в России в июне восстановилось почти до февральского уровня.

При этом увеличился экспорт на спотовом рынке. А в этом сегменте нефтегрузы вывозят по железным дорогам через российские морские порты. Соответственно этим объясняется их приток на сеть, который происходил на фоне снижения прокачки нефти по трубе. В частности, из-за остановки на плановую профилактику на терминале в Приморске.
Основной прирост по экспорту нефтегрузов здесь обеспечили терминалы Азово-Черноморского бассейна.

На внутреннем рынке увеличение потребления нефти связано с ростом объемов ее переработки. Соответственно выросли и железнодорожные перевозки нефтепродуктов.

Уголь увял
Погрузка угля в июне снизилась до 26,9 млн т (-11,8%). При этом в Минэнерго неожиданно решили озвучить самый негативный сценарий развития отечественной угольной промышленности, согласно которому добыча угля может сократиться на 17%, до 365 млн т, а экспорт может откатиться назад на 30%, до 156 млн т.

Этот сценарий предполагает полное эмбарго российского угля в страны Запада. Кто еще может сбавить его закупки, не уточняется. Формально в ЕС уголь из РФ не возят. Как предположили эксперты, речь идет об эмбарго со стороны Японии, Кореи, возможны ограничения поставок в Турцию.

На этом фоне были пересмотрены квоты для экспортеров угля на Восточном полигоне. В марте, уточним, их отодвинули в очереди на погрузку на основе изменений в порядок перевозок грузов в этом направлении. С 1 июля в РЖД возвращают приоритет углю из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы перед другими регионами. Правда, при этом возвращается норма, согласно которой необходимо отправить определенные объемы на запад.

На фоне запретов на экспорт в ЕС это усложнит задачу угольщикам. В таком случае придется отправлять уголь через Усть-Лугу в Индию и Китай. Однако напомним, что на этот порт уже в июне вводились ограничения на погрузку. Некоторые резервы остаются на Балтике только в Большом порту Санкт-Петербург.

Остается добавить, что продажам угля на экспорт, как ожидается, будет способствовать переход на расчеты в привязке к курсу юаня. В частности, недавно стало известно, что речь идет о закупках российского угля не только в Китае, но и в Индии.

Как сообщило со ссылкой на таможенные документы агентство Reuters, крупнейший производитель цемента в Индии UltraTech Cement теперь рассчитывается за импортируемый из России уголь в юанях. И это не единственный пример на данную тему. Как вынуждены были признать аналитики Reuters, подобная схема проведения платежей стала уже рабочей.
На этом фоне в дальнейшем можно ожидать улучшения динамики экспорта угля на РЖД.

Металлы упали
Несколько хуже выглядела в июне ситуация в сегменте ГМК. Отмечено снижение погрузки железной руды до 9,5 млн т (-4% к аналогичному периоду прошлого года). Тренд на активные отправки черных металлов сменился, похоже, на противоположный. Погрузка данной номенклатуры снизилась до 5 млн т, что почти на 11% ниже прошлогодней.

 Еще провальнее выглядели перевозки лома черных металлов: спад в 1,5 раза до 0,8 млн т. Это связано со снижением цен на металл в РФ на 40% по сравнению с началом года. По словам президента национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антона Глушкова, на все строительные материалы с начала года наблюдался рост цен, но в марте стал дешеветь металл. И сейчас это стало особенно заметно.

Охлаждение спроса на черные металлы зафиксировано не только внутри РФ, но и на экспортных направлениях. Здесь рынок обвалили США совместно с Китаем – такому выводу пришли в Русско-азиатском союзе промышленников и предпринимателей.

На этом фоне отмечено снижение погрузки не только металлов, но кокса – до 0,8 млн т (-20%), а также формовочных материалов – 2,9 млн т (-12%).
Отмечено снижение отправок по РЖД леса (почти на четверть), минудобрений и химикатов (обе номенклатуры откатились на -4%).

Спад в промышленном строительстве из-за ухода западных компаний из РФ привел к снижению погрузки цемента по РЖД на 9%. Кроме того, повышение тарифа железнодорожного перевозчика на фоне прироста ставок аренды хопперов на споте вызвало заметный отток цемента на автотранспорт. В частности, по данным «Евроцемент груп», доля отправок по РЖД вновь снизилась на 3 п. п. – до 51% в общем объеме отгрузок.

В фуры в июне переключилась также и часть объемов сборных грузов, а также тех номенклатур, что обычно перевозят по РЖД небольшими партиями.

Стройгрузы и контейнере в позитиве
В заключение отметим две номенклатуры, по которым в июне сохранился прирост. Это строительные грузы, отправка которых составила 12,5 млн т (+1,6%). Прибавка достигнута в основном благодаря активизации дорожного строительства на Юге РФ.

И это контейнеры. Правда, былого прироста в 10–15% на сети уже нет. В июне отправки ориентировочно выросли всего на 2,8%, а вполне возможно, что после уточнений этот показатель окажется еще ниже.

Положительная динамика была обеспечена в первую очередь за счет роста перевозок во внутрироссийском сообщении (+5,9%) и по импорту. А по экспорту и транзиту отмечалось существенное снижение объемов.

Прогнозы
Ожидания улучшений в динамике погрузки перевозчик связывает преимущественно со строительными грузами, металлами, минудобрениями и рудой.
Прибавку может обеспечить проведение мероприятий по организации перевозок грузов с использованием Севморпути – как через Мурманск, так и Архангельск, а также через речной порт Енисей.

Прорабатывается возможность организации на востоке мультимодальных перевозок грузов в Китай в железнодорожном сообщении с привлечением внутреннего водного транспорта.
На юге – предполагается предложить дополнительные сервисы по организации перевозок грузов в паромном сообщении в Каспийском бассейне. Изыскиваются возможности для перевозок в железнодорожно-паромном сообщении с Ираном.

Для балансировки контейнерных перевозок предполагается предложить технологии отправок «ступенчатыми» контейнерными поездами, в распыление и в накопление вагонопотоков. Еще одна новинка, которую собираются вывести на рынок, – формирование маршрутов объединенных контейнерных поездов (прицепка дополнительных вагонов к контейнерному поезду на технологических стоянках). Кроме того, прорабатываются условия отправок контейнеров со станций, не открытых по контейнерному параграфу.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions